Прямой эфир Новости спорта

Представители бизнеса выступили против повсеместного внедрения маркировки товаров

По предварительным данным, бизнес понесёт многомиллионные затраты из-за внедрения маркировки.

Вопросы внедрения обязательной маркировки товаров в Казахстане обсудили на открытой площадке НПП "Атамекен" представители ассоциаций и бизнеса.

С чего всё началось

Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации было подписано главами правительств стран ЕАЭС в Алматы 2 февраля 2018 года. Основная задача соглашения заключается в унификации процессов маркировки на всей территории союза. Заложенные в документе нормы позволят усилить контроль за оборотом товаров в ЕАЭС, тем самым минимизировав серый оборот. Потребители же получат гарантию того, что они приобретают легальный товар. Внедрение системы маркировки также может способствовать оцифровке товарных потоков и формированию системы прослеживаемости. В конце марта 2019 года это соглашение вступило в силу.

Какие расходы понесёт бизнес

Президент ассоциации "Фарммединдустрия Казахстана" Руслан Султанов сообщил, что в его сфере уже подсчитаны примерные расходы производителей лекарственных средств на внедрение маркировки.

"Я бы хотел сказать сразу же про расчёты. Вопрос оборудования важен для производителей и дистрибьюторов. Маркировочное оборудование для фармкомпаний обойдётся в 150 тысяч евро за одну установку, одна установка ставится на одну производственную линию. Минимальное количество линий – три. Это 450-500 тысяч евро расходов должен понести фармпроизводитель, для того чтобы начать работать в условиях маркировки. Полмиллиона евро – это дорого, это много. Это только первые расходы, которые мы понесём", – сказал Руслан Султанов.

По его словам, в связи с этим неизбежно замедление и удорожание производства.

"То, что касается дистрибьюторов: те дистрибьюторы, которые будут ввозить не маркированную продукцию, тоже будут вынуждены приобретать это оборудование. По фарме – если мы будем ориентироваться на европейский опыт, то будем получать уже промаркированную продукцию для рынка Казахстана. Здесь только казахстанские производители несут издержки", – добавил представитель фармацевтического бизнеса.

Он отметил, что по сути маркировка становится системой налогов, так как за каждый маркировочный код нужно будет платить.

"Уже в России вышло постановление правительства, в рамках которого вводится оплата за коды. Один код будет стоить 50 российских копеек, это три тенге. В среднем наш один фармзавод производит 20 млн упаковок, в результате завод будет платить ежегодно только за одни коды по 60 млн тенге. Коллеги, это касаться будет каждого производителя и дистрибьютора. Это всё неизбежно влияет на стоимость продукции. По фармрынку – мы будем ежегодно платить 2 млрд тенге ежегодно только за генерацию кода. С системой кода – нас посадят на абонентскую плату. За то, что ты работаешь в Казахстане, ты платишь. Если у тебя нет маркировки – значит, ты не можешь производить", – обратился к участникам мероприятия Руслан Султанов.

В свою очередь президент Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК Алия Мамытбаева сообщила, что в её отрасли также были предварительно подсчитаны затраты на маркировочное оборудование. По её словам, для крупного производителя стоимость комплектов оборудования и персонального обеспечения до 5 производственных линий будет стоить от 108,4 до 428 млн тенге. Для среднего производителя – от 51,6 до 171,6 млн тенге. Для малого производителя – от одного до шести млн тенге. Для дистрибьютора цена на оборудование составит около трёх млн тенге.

Как дела обстоят в России

Сертифицированный ВОЗ-эксперт в области "Холодовой цепи" и надлежащей практики дистрибуции лекарственных средств, генеральный директор ООО "Технологии холодовой цепи" Андрей Кухаренко поделился проблемами внедрения маркировки в фармацевтической отрасли России. Он посоветовал казахстанским производителям пристально следить за процессом внедрения маркировки в России.

"У нас даже апологеты этой маркировки уже сомневаются, что она действительно состоится. И это в фармацевтике, в таком жёстко регулируемом секторе. Не надо гнать лошадей, спешить, внедрять, а внимательно изучать и смотреть за всеми рисками. Благо у вас есть рядом такой сосед, который сломя голову несётся к своим проблемам", – сказал Андрей Кухаренко.

По его словам, маркировка целесообразна на продукции, которая предоставляется по государственным контрактам.

"В сфере государственного регулирования, бюджетные закупки и т.д. – да, безусловно, маркировка нужна для дорогостоящих препаратов. Польза будет. В других сферах следует очень внимательно оценить, насколько это необходимо. Мы, представители бизнеса, прежде всего оцениваем затраты и ожидаемые результаты, но если в данном случае нет ощутимых результатов, то следует серьёзно подумать, а требуется ли такие серьёзные затраты? Лишиться бизнеса ради определённой инициативы, ограничить свой собственный бизнес, ограничить бизнес малых производителей. Вызвать социальный конфликт, потому что это будет неизбежно вызывать задержки поступления продукции и искусственный дефицит. Вот к чему может это провести, если это будет недостаточно продумано", – считает Андрей Кухаренко.

Всё ложится на плечи бизнеса и, как следствие, на конечного потребителя

Президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Нурсадык Абишев задался вопросом, почему государство всё возложило на предпринимателей.

"Если государству это нужно, пусть оно просчитает свои возможности и выделяет деньги. Проблем нет, мы согласимся с этим. Каждый раз государство расходы на реализацию своих инициатив возлагает на плечи предпринимателей. Мы теряем конкурентоспособность, а население в итоге больше платит. Если государство хочет – пусть оно финансирует, покрывает затраты", – считает Нурсадык Абишев.

К чему пришли

Председатель правления Объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей "Союз независимого автобизнеса Казахстана" Тимур Жаркенов предложил по итогам встречи сформулировать конкретные предложения для Правительства.

"Я думаю, все ассоциации приходят к такому мнению, что маркировка продуктов – это мина замедленного действия на самом деле, если это всё будет осуществлено. Я бы предложил скоординировать наши дальнейшие совместные действия по диалогу с Правительством. Нужно выстроить работу таким образом, чтобы в итоге не пострадал бизнес, чтобы мы не стали заложниками некоторых политических моментов. На кону большие риски отечественного бизнеса", – отметил Тимур Жаркенов.

Присутствующий на мероприятии представитель от Комитета технического регулирования и метрологии Казахстана от комментариев по данной теме отказался.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров