Прямой эфир Новости спорта

Последнее интервью Исекешева на посту акима: Астанчанам легко достучаться до акимата

Асет Исекешев рассказал, что столица находится в третьей фазе роста. Из города госслужащих Астана превратилась в город предпринимателей.

Асет Исекешев

Бывший аким Астаны Асет Исекешев / Фото с сайта vechastana.kz


Интервью с экс-акимом Астаны Асетом Исекешевым о важных вопросах жизни столицы опубликовала газета "Вечерняя Астана". В издании сообщили, что интервью записано в минувшие выходные, ещё до того, как стало известно, что Асет Исекешев назначен руководителем Администрации Президента Казахстана.

"Столица – это гордость страны, детище нашего Президента, поэтому развитие города всегда на контроле высшего руководства республики. В целом в Астане, как и в любом регионе, есть как стратегические задачи, так и текущие проблемные вопросы. После поручений Президента мы пересмотрели ключевые приоритеты, программы, структуру управления городом", – сообщил Асет Исекешев.

Он привёл данные статистики за 2017 год, согласно которым доля МСБ в экономике города составляет 54,4%. Каждый месяц открывается в среднем 1400 новых предприятий. С начала года в Астане создано более 12 тысяч новых рабочих мест (на 16,5% больше, чем в прошлом году), из них 10,9 тысячи мест – в сфере малого и среднего бизнеса.

"Уже сейчас мы видим значительные изменения в структуре экономики столицы. Такие отрасли как туризм, обрабатывающая промышленность, ИКТ, транспорт показывают значительный рост, а по сектору госуправления идёт снижение вклада в ВРП. Это ещё раз доказывает то, что Астана из города госслужащих преобразилась в город предпринимателей", – рассказал Исекешев.

Экс-аким сообщил, что сегодня главный инвестор города – это малый предприниматель. Около 70% всех инвестиций в город идёт именно от малого бизнеса.

"По нашим расчётам, в столице к 2025 году будет 1 миллион 700 тысяч жителей. К этому времени мы должны создать 300 тысяч рабочих мест. Возникает вопрос: где мы можем создать эти рабочие места? Какой постоянный приток денег должен быть? Внутренний рынок – это хорошо. Но для устойчивости значительная часть экономики города должна быть экспортоориентированной для притока валюты. Промышленность? У нас не хватит ресурсов – воды, энергии. В современных условиях развития технологий, чтобы трудоустроить такое количество людей, необходимо построить 3000 заводов и фабрик. Поэтому мы учли существующие экономические модели Дубая, Лондона, Сингапура и Москвы и пришли к выводу, что это всё-таки сфера услуг. Но услуги должны быть в большей мере ориентированы на внешний рынок. То есть должен быть большой приток валюты, который обеспечит занятость многих людей. И в этом плане Астана является очень выгодным экономическим проектом. Необходимо развивать экспортоориентированные услуги, быть сервисным городом, как Дубай, Сингапур. В эти города ежегодно приезжает около 15 миллионов туристов", – привёл пример Асет Исекешев.

Читайте также: Асет Исекешев – руководитель Администрации Президента. Чем он запомнился на посту акима Астаны?

Он подробно остановился на главных задачах, одна из которых – трансформация Астаны в ключевой город евразийского пространства, в глобальный "умный" город.

"Мы изучили лучшие практики мировых развитых городов. По каждому из 20 направлений: социальная поддержка, образование, здравоохранение, общественный транспорт, экология, – то, что волнует людей, определили цели, как нам достичь уровня развитых городов, для того чтобы жителям было удобно. Разработали специальные программы, конкретные проекты. Они уже реализуются, и есть результаты. Астана должна быть локомотивом перемен, примером опыта трансформации и адаптации к нынешним условиям: экономическим, социальным. Для этого был разработан 5-летний комплексный план развития города", – напомнил Асет Исекешев.

Рассказал бывший аким о пяти перспективных зонах застройки: это район аллеи "Мынжылдык" и нового железнодорожного вокзала "Нурлы жол", район проспекта Мәнгілік Ел, район западнее проспекта Туран и южнее посёлка Тельмана. С учётом строительства этих зон к 2023 году планируется увеличить протяжённость дорог на 121 км, обеспечить прирост тепловой мощности на 1038 Гкал и электрической мощности на 120 МВт, реконструировать и построить 231 км сетей водоснабжения и водоотведения. Будет построено 25 детских садов (на 6 тысяч мест), 37 школ и 10 пристроек (всего на 63 тысяч мест), свыше 10 объектов здравоохранения.

В ближайшие пять лет планируется ввод около 9,5 млн м2 жилья, кроме того, за счёт сноса частного сектора планируется реновация улицы Асан Кайгы, что позволит построить полмиллиона м2 жилья.

"Цифры взяты не с потолка, мы просчитали перспективы", – отметил экс-аким.

Он заявил, что Астана в настоящее время перешла в третью фазу роста.

"Первая фаза – это перенос столицы и начало застройки Левобережья по генеральному плану японского архитектора Курокавы, утверждённого главой государства. Вторая фаза берёт начало в 2011 году, когда в рамках подготовки к Международной выставке ЭКСПО-2017 началась интенсивная застройка. В это время были построены терминал аэропорта, новый вокзал, объекты ЭКСПО. И, наконец, третья фаза – работа, направленная на то, чтобы Астана стала региональным хабом, одним из ключевых центров евразийского пространства", – рассказал Исекешев.

Экс-аким назвал и самые сложные городские проблемы.

"В большом хозяйстве всегда много проблем. Подготовка школ, отопительный сезон, уголь, работа рынков, строительные площадки, – список очень длинный. С повестки дня не сходят вопросы безопасности, общественный транспорт, уборка и благоустройство городских территорий, обеспечение электроэнергией, стабильное функционирование больниц и других объектов жизнедеятельности", – перечислил градоначальник.

Ответил бывший мэр и на вопросы о строительстве дорог.

"Сейчас реализуются два крупных дорожных проекта. Это большая и малая кольцевые дороги, которые призваны существенно разгрузить улицы города. Если подробно об этих проектах, то скажу, что в данное время строится юго-западный участок большой кольцевой дороги вокруг города Астаны от проспекта Тлендиева до проспекта Кабанбай батыра протяжённостью 34,4 км. Планируется завершить его в 2020 году... Малая кольцевая дорога проходит по проспектам Кошкарбаева, Улы Дала и улицам Акжол, Бейсековой общей протяжённостью 46 км", – рассказал Асет Исекешев.

Заострил своё внимание Исекешев на развитии сетей ливневой канализации: вскоре появятся 12 очистных сооружений, 23,5 км коллекторов, 13 насосных станций.

"Да, есть несколько мест в городе, где заливает. На этих участках скапливается вода, стекая с соседних больших улиц. Поэтому необходимы были сложные технические решения, и мы их нашли. Проект начали, в следующем году завершим", – отметил экс-аким.

"Мы понимаем, что новые задачи требуют изменения стиля управления. Поэтому мы начали трансформацию системы управления городом. Главные принципы – эффективность, справедливость, прозрачность и клиентоориентированность", – заявил бывший глава Астаны.

Он отметил, что теперь горожанам очень легко достучаться до акимата.

"В конце прошлого года мы создали Городской центр мониторинга и оперативного реагирования iKomek путём объединения нескольких подведомственных структур. Этот инструмент создан для удобства жителей и позволяет горожанам интерактивно общаться с коммунальными службами и городскими управлениями. Для себя мы называем проект "iKomek – Астана к вашим услугам". За восемь месяцев работы Единый контакт-центр горакимата принял более 500 тысяч обращений, и 77% из них решены с первого звонка... Оцифрованные процессы позволяют мне как акиму контролировать ситуацию в городе через панель управления городом", – отметил Асет Исекешев.

10 сентября Асет Исекешев указом Нурсултана Назарбаева освобождён от должности акима Астаны и назначен руководителем Администрации Президента РК. Новый аким Астаны пока не назначен.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров