20 февраля стартовала агитационная кампания политических партий в Казахстане. До выборов в Мажилис РК и маслихаты остаётся 10 дней. Чем отличились за этот период шесть партий и какие интересные моменты стоит отметить в их кампаниях, узнал "Саясат" у казахстанских политологов.

 



 

 

Эдуард Полетаев, политолог, директор ОФ "Мир Евразии"

Во-первых, партии начали использовать новые инструменты коммуникаций с избирателями – социальные сети, к примеру. Хотя они и раньше использовались, но в этой кампании задействовано больше людей. Во-вторых, в СМИ идёт достаточно насыщенная информация о том, как проходит предвыборная кампания в регионах, какие инструменты применяют политпартии для ознакомления избирателей со своей деятельностью – например, разного рода флешмобы и так далее.

Надо признать, что используется достаточно много визуальной агитации в городах. Много баннеров и плакатов, учитывая, что у партий бюджеты на предвыборную агитацию достаточно ограничены в виду экономического кризиса. Тем не менее, отдельные кандидаты используют эту технологию более или менее адекватно. И это, мне кажется, не предел, потому что ближе к финалу предвыборной кампании ещё что-то появится.

Естественно, партии извлекают опыт из этой кампании, в которой есть определённая интрига. Например, активизировалась партия "Ауыл". В районе, где я живу, можно наблюдать много её агитации, хотя партия появилась сравнительно недавно путём слияния двух. С моей точки зрения, у неё будут шансы получить голоса в городе, хотя традиционный избиратель не из города.

 

 



 

 

Артур Нигметов, политолог

Время от времени появляются интересные моменты, на которые обращает внимание общественность, как с негативной, так и с позитивной стороны, а иногда даже иронично относится к некоторым акциям.

К примеру, ОСДП - партия, которая старается создать дух состязательности, бросает вызов "Нур Отану", пытается навязать противостояние, но в итоге это выливается в "междусобойчик" между членами самой партии. С другой стороны, ОСДП подходит неуклюже к внутрипартийным вопросам. Получается, что каждый из выдвинутых кандидатов пишет и говорит всё что ему придёт в голову, без учёта конкретной партийной линии.

За последние несколько дней мне запомнилась широко распространённая в соцсетях фотография "народных коммунистов". Секретарь партии Тургун Сыздыков стоит рядом с активисткой партии в хиджабе. Это вызвало неоднозначную реакцию. Не исключаю, что это было вбросом со стороны коммунистов, которые пытаются завоевать аудиторию казахоязычных или верующих, а у нас их много. Ориентироваться на старых коммунистов и пенсионеров – это очень узко. Всё равно это выглядело достаточно неуклюже, потому что не было подписи или месседжа этой фотографии, и как итог – инсинуации.

Между тем, "Ак жол" и "Нур Отан" проводят свои кампании достаточно стандартно, эффективно и трудоёмко. Они встречаются с трудовыми коллективами, выезжают в регионы, целенаправленно работают по привлечению электората. Никакой грязной работы в их кампаниях я не вижу.

Про "Бiрлiк" и "Ауыл" пока ничего не слышно и не видно. Может, есть какие-то у них мероприятия, но они не столь заметны в информационном пространстве.

 

 



 

 

Ерлан Саиров, политолог

Самая главная цель агитационной кампании – это понимание символов и атрибутов партии. Надо отметить, что достижением этой цели в рамках кампании сегодня может похвастать только партия "Ауыл". Во-первых, название партии идентифицируется с духовными ценностями народа. Во-вторых, партия проводит не только организационно-практические мероприятия, но и интересные флешмобы, встречи с трудовыми коллективами, работает в социальных сетях. Партия вызывает интерес и позитив, а главное, повышает уровень социального оптимизма, который, как известно, снижается в Казахстане.

Я бы ещё отметил проведённые партией флешмобы. Их особенность заключается в том, что они проводятся с национальным акцентом. Можно сказать, что это ноу-хау этой агитационной кампании, и другие партии, несомненно, попытаются использовать эту технологию в других избирательных кампаниях.

 

 



 

 

Марат Шибутов, представитель ассоциации приграничного сотрудничества, политолог

В целом всё традиционно. Также можно отметить, что в основном пропаганда идёт в социальных сетях за счёт постов рядовых и нерядовых партийцев, и там же ведутся основные дискуссии. Это и дешевле намного, и более-менее позволяет адресно работать с аудиторией.

Ещё есть интересные акты. Но пока КНПК никто не переплюнул. Особых мероприятий и интересных вещей не видно. Кампания проходит спокойно и скучновато, с одной стороны. С другой, выходит, что партии получат то, что они наработали за межэлекторальный период. Кто как в прошлом году работал, в этом году так и изберётся.

 

 



 

 

Юрий Булуктаев, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК, доктор политических наук

Агитационная кампания проходит планомерно. Особых неожиданностей я не замечаю. Всё, что было запланировано в агиткампаниях шести политических партий и со стороны ЦИКа, планомерно исполняется.

Естественно, привлекает внимание приверженность пропагандистов партии к своим предвыборным платформам. В этом плане особо заметны "народные коммунисты", представители ОСДП и "Ак жола".

Ещё я бы отметил такой интересный момент. У нас ещё не состоялся обмен мнениями между лидерами партий, хотя он и был анонсирован. Однако в Алматы аналитическая группа "Кипр" сумела объединить за одним круглым столом все шесть политических партий и обсудить антикризисную повестку в предвыборных программах партий. Партии довольно критично подошли к антикризисным мерам. В этом отношении проведённый круглый стол – та публичная площадка, публичное обозрение,  то есть то, что может привлечь внимание не только экспертов, но и избирателей.

Все партии стараются выполнить свою пропагандистскую миссию. Судя по информации СМИ, кандидаты проводят встречи с коллективами предприятий, организаций, а также используют различные политтехнологические инструменты и приёмы.

 

Напомним, 20 марта 2016 года в Казахстане пройдут досрочные выборы депутатов в Мажилис Парламента и маслихаты всех уровней. В настоящее время в рамках предвыборной агитации, которая стартовала 20 февраля, казахстанские политические партии проводят различные мероприятия со своими потенциальными избирателями под постоянным контролем на предмет законности со стороны Центральной избирательной комиссии.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter