Почему выросли цены на уголь? Версия Агентства по защите конкуренции

Рост цен на коммунально-бытовой уголь в 2021 году не превысил 9%, отметили в ведомстве.

В Агентстве по защите и развитию конкуренции ведут мониторинг цен на коммунально-бытовой уголь на железнодорожных тупиках в регионах Казахстана. О результатах ведомство сообщило в своём Telegram-канале.

Насколько выросли цены на уголь. В ведомстве сообщили, что наибольшим спросом пользуется уголь месторождений "Шубарколь" и "Каражыра". Этот уголь занимает долю в 70% на рынке реализации. Цена этих марок угля составляет:

  • АО "Шубарколь комир" – 5,8 тысячи тенге за тонну;
  • АО "Каражыра" – 4,5 тысячи тенге за тонну.

При этом стоимость этих марок угля в сравнении с прошлым годом выросла на 10% ("Каражыра" – на 500 тенге, "Шубарколь комир" – на 300-500 тенге).

Что касается розницы, то цены выглядят таким образом:

  • АО "Шубарколь комир" – от 13 тысяч тенге до 16 тысяч за тонну, в прошлом году сумма варьировалась от 12 тысяч до 15 тысяч тенге;
  • АО "Каражыра" – от 11 тысяч тенге до 15 тысяч за тонну, в прошлом году сумма варьировалась от 10 тысяч до 14 тысяч тенге.

"Таким образом, рост цен на коммунально-бытовой уголь в 2021 году, по сравнению с 2020 годом, не превысил 9%. В то время как в 2020 году цены на коммунально-бытовой уголь, по сравнению с 2019 годом, выросли на 10-15%", – сообщили в агентстве. 

Отмечается, что рост цен произошёл из-за увеличения тарифов на перевозку на 13% (в структуре себестоимости составляет 15%) и электричество на 15% (в структуре себестоимости составляет 5%).


Читайте также:


Как формируется цена на уголь. В ведомстве рассказали, какие факторы играют роль при формировании цены на уголь в ходе пути от производителя до двери потребителя:

  • играют роль технические характеристики;
  • важны результаты биржевых торгов;
  • операционные расходы розничных реализаторов с железнодорожных тупиков;
  • транспортировка от угольного разреза до станции назначения;
  • иногда покупателями отдельно оплачивается доставка угля от ж/д тупика до места назначения. 

Кроме того, определённый объём угля производители отгружают автомобильным транспортом. В таком случае затраты на реализацию угля выше, чем при доставке железнодорожным транспортом. При этом 90% угля транспортируется с помощью ж\д транспорта, поэтому казахстанцы могут приобрести продукцию в местах реализации или на ж/д тупиках. 

Адреса ж/д тупиков в Нур-Султане, Алматы и Костанайской области / Таблица из Telegram-канала агентства

На снижение годовой динамики роста цен влияет начало биржевых торгов углём малыми партиями напрямую с угольных разрезов региональным операторам. При этом в них не участвуют посредники, ранее приобретавшие объемы крупными партиями, без оплаты и отгрузки угля и не имевшие какой-либо инфраструктуры. 

"Новые правила биржевой торговли коммунально-бытовым углём гарантировали реализацию 10% объёмов коммунально-бытового угля непосредственно розничным реализаторам – железнодорожным тупикам", – отметили в ведомстве.

Региональные операторы приобрели на товарных биржах более 212 тысяч тонн угля. До конца года объём увеличится ещё на 56 тысяч тонн.

"Около 200 розничных реализаторов угля выкупили напрямую у разрезов не только 10% гарантированного объёма угля, что составляет 212 тысяч тонн, но и дополнительно 600 тысяч тонн угля, что в целом снизило маржинальность оптового звена участников рынка", – заключили в агентстве.


Читайте также: Почему в Казахстане такой дорогой уголь


 

Новости партнёров