Прямой эфир Новости спорта

Первая платная парковка в Алматы заработает 27 июня

Чтобы трафик транспорта в Алматы улучшился на 20% - нужно платить, уверены разработчики новой системы.

Сколько и за что теперь придётся платить согласно новым требованиям единой автоматизированной системы платных парковок, объясняли алматинцам на общественных слушаниях. 

Директор ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис" Марат Принбеков сообщил, что первая платная парковка будет запущена уже в конце этого месяца - 27 июня возле Зелёного базара по улице Зенкова между Макатаева и Жибек Жолы. По результатам первых двух недель её работы будут созваны вторые общественные слушания.

Стоимость часа парковки составит 100 тенге, первые 15 минут - бесплатно. Пока оплату вносить можно будет посредством паркоматов, которые принимают монеты, бумажные купюры и банковские карты. Затем появятся более технологичные способы оплаты с поминутной тарификацией - мобильное приложение и SMS. Парковочный счёт привязан к госномеру автомобиля. Необходимо закинуть на него баланс (с банковкой карты, через QIWI-терминал) ввести в приложении госномер и запустить таймер. При выезде с парковки таймер необходимо остановить  - полученная сумма, высчитанная с точностью до минуты, будет снята со счёта.

Аналогично работает система SMS, бесплатное сообщение с госномером на короткий номер нужно отправить по приезде и выезде с парковки.

Проверять фактическое время прибытия и выезда автомобиля с парковки будут всё те же люди в зелёных желетах, переквалифицированные из "охотников за монетками" в так называемых пеших инспекторов, вооружённых автоматизированным устройством фотофиксации - оно сразу передаёт фото в базу: если оплата за парковку не произведена - начисляется штраф.

База эта существует не сама по себе, а интегрирована, например, с той же базой ДВД. То есть вместе с информацией о месте стоянки через систему проходят и все данные о штрафах за нарушения ПДД и просроченные документы на конкретный автомобиль.

ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис" была полностью государственной компанией, недавно 75% доли за 130 млн тенге выкупил частный инвестор. Не продешевил ли акимат "золотую жилу", которая в будущем по самым скромным подсчётам будет приносить не менее 7 млрд тенге в месяц, спросил человек с калькулятором из зала.

Ему ответили, что прибыль в городской бюджет будет поступать не только от доли в компании, но и с налога, которым обложен каждый платёж. В городском бюджете не были предусмотрены многомиллиардные вложения для запуска системы, их полностью взял на себя инвестор, так что акимат в любом случае в плюсе без всяких на то затрат. Окупятся вложения по прогнозу аналитиков компании минимум через 10 лет

Пенсионерка-автолюбитель, присутствовавшая на слушаниях, прикинула в голове, сколько денег уйдёт у неё на одну только парковку, посчитала, что пенсии на это не хватит ,и озвучила фундаментальный вопрос: "Зачем мне вообще машина?".

Вопрос оставили риторическим, но на презентации объяснили, зачем нужны платные парковки и что это изменит. По убеждению разработчиков системы, "город поедет" на 20% быстрее, потому что улицы с платными парковками заметно разгрузятся. Логика такова: когда за что-то нужно платить, человек дважды подумает, надо оно ему или нет. Также водитель без надобности не поставит свою машину на 10 часов на самом удобном месте - это уравнивает в шансах занять это место всех участников дорожного движения.

Нужно учесть, что тариф в 100 тенге - это не навсегда. Согласно мировому опыту, когда загруженность парковки составляет более 85%, это означает, что она не выполняет свою главную цель, которой является совсем не обогащение, а разгрузка города. То есть люди готовы платить и платят. В этом случае тариф в Алматы поднимут предварительно до 300 тенге.

Платные парковки поэтапно будут устанавливать, начиная с центра города. Третий этап подразумевает строительство многоэтажных паркингов. Но, как признался Марат Принбеков, проблема с получением земель на такое строительство пока не решена. В акимате будут тщательно отслеживать территории, которые используются не по целевому назначению, изымать их и передавать в проект платных парковок. 

По поводу безопасности машины во время нахождения на парковке Принбеков сразу призвал не питать иллюзий. Компания ответственна исключительно за парковку. Но страховые компании уже прощупывают новый бизнес - по предварительной договорённости за 10% от стоимости парковки они готовы взять на себя страховые обязательства за время, проведённое на стоянке.  

Разработанная система платных парковок очень гибкая и будет настроена в соответствии с решением акимата. Так, будет обеспечена бесплатная парковка либо льготы для социально уязвимых слоев населения. На расстоянии квартала от места жительства ночью, скорее всего, машину можно будет оставлять бесплатно, а днём – с учётом льгот для местных жителей. В систему, при желании, можно внести и автоматический штраф для всех нерезидентов кондоминиума (кроме служб оперативного реагирования).

Как пояснили на презентации, паркоматы работают на солнечных батареях, поэтому для их установки ломать асфальт никто не будет. Непосредственно на парковках можно будет получить внятную консультацию о принципах работы парковки, будут распространяться информационные листовки.

Система в идеале предполагает полную интеграцию всех существующих парковок города. "Алматы спецтехпаркинг сервис" в будущем будет вести переговоры с владельцами платных парковок торговых и бизнес-центров, предлагая более выгодные условия.

Этот проект - уже вторая попытка городских властей внедрить систему оплаты парковок. Первая провалилась достаточно быстро и громко. После провала алматинцам разрешили не платить за парковку, но пообещали поразмыслить и предложить новый вариант.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров