Прямой эфир Новости спорта

Перевозчики объяснили, почему проезд в автобусах Алматы оценили в 3000 тенге

Ещё 21 февраля аким Алматы Бауыржан Байбек заявлял, что никакого повышения тарифов не будет, по крайней мере, до полного обновления автопарков.

Акимат Алматы опровергает слухи о возможном существенном повышении тарифов на проезд в общественном транспорте.

Маслихат Алматы в 2017 году согласовал проект постановления о новых тарифах на регулярные социально значимые перевозки пассажиров, где стоимость одной поездки на некоторых маршрутах превысила три тысячи тенге. После публикации информации в СМИ алматинцы в соцсетях стали бурно обсуждать якобы предстоящее повышение.

Алматинец Андрей Андреев на своей странице в Facebook возмутился неоправданно высокой расчётной стоимостью государственных субсидий. По его словам, за эти деньги сервис в автобусах должен соответствовать воздушным перевозкам, а обслуживать пассажиров должны стюардессы. Для реализации своих идей он попросил у акимата в распоряжение личный автобусный парк.

"Сделайте субсидирование тысячу тенге с пассажира, и в каждом автобусе появится стюардесса, которая при встрече будет здороваться, желать приятного дня, класть подушку под голову и разносить завтрак по салону. Сделайте субсидирование две тысячи тенге с человека, и ко всему прочему добавятся палка шашлыка и песни "Как нам хорошо жить при таком акимате", исполненные вживую, а также прогноз погоды, нуждающимся мы будем чистить ботинки. Я даже не знаю, что мы будем делать, если проезд будет субсидироваться по три тысячи тенге за человека, наверное, мы каждому пассажиру будем за проезд по 500 тенге давать, при условии, что они всю дорогу будут петь "Боже, храни акимат", – написал в гневном посте житель города.

В комментариях подписчики сразу предположили, что таким образом власти пытаются обосновать скорейшее повышение стоимости проезда.

Однако в пресс-службе акима города опровергли опасения жителей о возможном повышении тарифов на проезд в общественном транспорте. Отметим, что об этом 21 февраля на отчётной встрече заявил глава города Бауыржан Байбек. Аким подчеркнул, что говорить о повышении можно будет только после полного обновления автопарка города.

Читайте также:

Байбек жёстко отказал перевозчикам в просьбе повысить тарифы на проезд

Недовольство жителей началось после недавних публикаций в СМИ проекта маслихата Алматы о новых тарифах на регулярные социально значимые перевозки пассажиров от ноября 2017 года. Самым затратным в проекте значился маршрут №88. Стоимость проезда одного пассажира на нём составила 3 364,26 тенге, сообщал "Sputnik-Казахстан". Как пояснили в акимате города, проект расчётов был проведён ещё в 2017 году и вовсе не означает, что готовится повышение тарифов.

Объективность опубликованного документа, а также объяснения, как рассчитывается стоимость поездки и насколько перевозчикам нужен новый тариф, Informburo.kz рассказал директор алматинского филиала ТОО "Green Bus Company" Баурджан Кулишев.

"В Алматы восемь районов. В других городах тендер проводится на маршруты только по одному району. Соответственно, чтобы человеку проехать по району из одного конца в другой, нужно делать пересадку. Даже если Алматы разделить на четыре сектора, при стоимости 80 тенге поездка из одного конца города в другой будет составлять от 160 до 240 тенге с пересадками. При этом у нас очень много автобусов, у которых длина маршрута составляет 30-40 километров. В советское время длина маршрута не должна была превышать 8-10 километров. В Европе маршрутов длиной больше 10-12 километров нет. В Астане они также не превышают 10-12 километров. В Алматы же 90% маршрутов превышают 30 километров. Люди не хотят элементарно делать пересадку. Когда мы, например, убрали маршрут, который дублировался на 99%, начался сразу ажиотаж", – комментирует ситуацию Баурджан Кулишев.

Эксперт в области перевозок объяснил, что в Алматы самый низкий коэффициент пересадки пассажиров в Казахстане. При этом 93% населения сегодня обходится без дополнительных маршрутов. Стоимость же перевозки одного пассажира рассчитывается следующим образом: берётся среднегодовой показатель пассажиропотока, из которого высчитывается общий пробег по маршруту и стоимость самого автобуса. Основной фактор тут, конечно, – популярность маршрута. При среднедневной перевозке не более 50-100 человек в сутки как раз и выходят те самые 3 тысячи тенге на одного человека.

"Нигде больше такого нет. Тариф не поднимали с 2012 года. Если тогда газ стоил 39 тенге, то сейчас – 70 тенге. Запасные части, например, стоили 6 тысяч тенге, сейчас – 20 тысяч тенге. Заработная плата у людей поднялась, но тариф так и остался прежним. Население в удалённых районах ругается и просит добавить новые маршруты. Но чтобы открыть новый маршрут, например, в Наурызбайский район, где в трёх посёлках в общей сложности живут 120 человек, как раз и придётся тратить по три тысячи тенге на человека. Например, у нас есть маршрут 108 "Ш", там ежедневно ездят не более 25 человек, в основном школьники. Он делает всего два рейса: утром отвозит детей, возвращается в посёлок, забирает первую смену, затем возвращается и забирает вторую смену. Он провозит не более 80 человек ежесуточно. Вот на нём тариф на одного пассажира стоит 1,2 тысячи тенге только за счёт того, что он короткий – 5-6 километров, если он будет больше – тариф также вырастет. Это не наши "хотелки", это люди постоянно просят организовать маршруты, но на них нет пассажиропотока", – добавил спикер.

Уже не раз озвученную стоимость проезда в 149 тенге алматинский перевозчик считает справедливой, отмечая, что таким образом будут покрываться затраты на непопулярные маршруты.

"Справедливая цена с учётом того, что пять лет не поднимали, на все направления должна быть стоимость 149 тенге. Тогда не будет таких диких разбросов – от 100 до 3000 тенге. Потому что там, где средняя стоимость всего 100 тенге, там бешеный поток людей, от тысячи человек и более. Средний доход от одного автобуса должен составлять не менее 100 тысяч тенге в сутки для рентабельности. В течение двух месяцев должны внедрить субсидирование на менее востребованных маршрутах. Акимат сейчас положительно реагирует на эту тенденцию, и в целом в городе две тысячи автобусов ездят. Если так продолжится, то в течение следующего года у нас в городе будет практически полностью новый автобусный парк. Самый молодой парк в Москве – 3-4 года, у нас сейчас в среднем 6-7 лет. Если продолжим в этом году обновление, то доведём этот показатель до пяти лет", – сделал вывод глава автопарка.

В марте сообщалось, что автобусный парк Алматы обновится ещё на 30%. Например, в 2018 году ТОО "Алматыэлектротранс" за счёт сэкономленных средств и полученной прибыли планирует приобрести 199 автобусов марок ЛиАЗ и IVECO. Ещё 200 автобусов на газе приобретёт ТОО "Green Bus company". Частные перевозчики закупают 131 автобус.

Поделиться:

Новости партнеров