Офицеры запаса ежемесячно недополучают значительные суммы денег в результате того, что нынешняя «схема» назначения военных пенсий, разработанная в Минобороны, не только ошибочная и несправедливая, но и антизаконная. Так считают уволенные в запас и вышедшие в отставку военнослужащие. Поскольку все их жалобы и многочисленные челобитные в МО РК чиновниками в погонах не принимаются во внимание, офицеры запаса объединились и написали президенту Нурсултану Назарбаеву письмо с подробным рассказом обо всех пенсионных безобразиях...

Пенсионные выплаты в зависимости от выслуги лет по состоянию на 1 января 1998 года действительно почему-то назначаются по разным «схемам», в результате чего между размерами пенсионных выплат военнослужащих, призванных в разные периоды, наблюдается значительная разница.

– К примеру, если сравнить суммы выплат двух военнослужащих, имевших на 01.01. 1998 г. одинаковое право на пенсию, но исключённых из списков личного состава с равных должности и звании, с разницей всего в 1 день (первый – с 31 декабря 2006 года, с выслугой 37 лет, а второй с 1 января 2007 года, с выслугой 32 года), то у второго пенсия тысяч на 35–40 тенге будет больше, – говорит бывший заместитель начальника управления мобилизационного развёртывания и комплектования ВС РК полковник в отставке Сарсен Жумашев. – Разве это справедливо?! Ведь главным условием получения пенсии за действительную выслугу является наступление определённого законами РК юридического факта – выслуги лет и достижение предельного возраста состояния на воинской службе, что даёт право на 85- или же 65-процентный размер пенсии именно за выслугу лет. Назначение же пенсии по «определённой схеме» даёт неограниченную возможность для манипулирования правами военнослужащих. Недаром Центр МО РК по выплате пенсий не единожды уже пытался узаконить свою схему назначения пенсий. Кто не знает – поясню. До 1 января 1998 года реализация права на пенсию военнослужащих действительно предоставлялась в соответствии со ст. 7 и 13 Закона РК «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и pядового состава ОВД и их семей», но он утратил силу с 1 января 1998 года. 13 августа 2010 года эта «схема» была как бы «узаконена» двумя подзаконными актами, утверждёнными постановлениями правительства РК № 634 и № 138. Поскольку возмущения этими безобразиями продолжались, то «схему» решили узаконить «по-настоящему» ещё разок. С 13 февраля 2012 года статью 61/66 ЗРК 136-1 и 105-V дополнили пунктом 5: «Общий размер пенсионных выплат, исчисленный в соответствии с пунктами 14 настоящей статьи, не может превышать 65% от денежного содержания, определённого в соответствии со статьёй 63 настоящего закона. Максимальный размер месячных пенсионных выплат военнослужащим не может превышать сточетырёхкратный МРП, установленный законом о Республиканском бюджете». Но реализовывали по ней право на пенсию всем уволенным со службы по «схеме назначения пенсий» досрочно, аж на 12 лет.

Сарсен Жумашев

– Разве пенсия «за выслугу лет» не должна быть стимулом прохождения воинской службы?

– Конечно, должна, если исходить из государственных интересов и законов РК. Но в Минобороны руководствуются тем, что главным критерием для назначения суммы денег «за выслугу лет» является якобы «период увольнения» военнослужащего. Повторяю – это в высшей степени несправедливо. Деньги «за выслугу лет» недоплачиваются тем военнослужащим запаса или находящимся в отставке, которые на 1 января 1998 года имели право на пенсию по ст. 17 и 47 Закона от 21.01.1993г. Проблемы граждан РК, которые на 1 января 1998 года имели менее 10 лет и поступившие на службу после 1 января 1998 года, созданы исключительно по причине увольнения их со службы до наступления юридического факта – «выслуги лет, дающее право на пенсию» (65% пенсию они могли заработать при выслуге более чем 32 года службы, только после 2014–2023 гг.) Уполномоченными государственными органами по реализации конституционного права граждан являются территориальные органы Минтруда и социальной защиты населения РК, то есть филиалы РГКП ГЦВП и департаменты по контролю и социальной защиты населения Алматы, Астаны и областей. При этом не имеет юридического значения то, что пенсия «по стажу» или же «за выслугу».

– В Минобороны утверждают, что дисбаланс произошёл ввиду отсутствия в действующем законодательстве механизма перерасчёта размеров пенсий в прямой зависимости от изменения уровня денежного содержания действующих военнослужащих.

– Чтобы понять, что начальник Центра пенсионного обеспечения МО РК Жанат Демеуов, мягко говоря, не прав, достаточно знать порядок прохождения воинской службы. К примеру, пп. 14 ст. 1 Закона РК от 16 февраля 2012 года № 561-IV гласит о том, что «военнослужащие – граждане Республики Казахстан, состоящие на воинской службе в Вооружённых силах». А пенсия – выплаты не состоящим на воинской службе гражданам, исчисляемая по определённой законом норме (85% и 65%) со всех видов выплат, определённого главой государства, а не назначаемых каким-либо чиновником как ему вздумается.

– Тогда каким образом военнослужащий, увольняясь на пенсию, может получить эту самую пенсию?

– Со дня исключения из списков личного состава пенсионер теряет статус военно­служащего. Думаю, нет необходимости доказывать, что любой труд измеряется деньгами, а всё, что связано с определением их количества, устанавливается расчётом, само собой разумеется, по правилам математики. Кстати, слово пенсия от лат. pensio – платёж. Ведь порядок исчисления полагающейся пенсии законодательными и другими нормативно-правовыми актами РК как раз-то очень простой и понятный: филиал центра по выплатам пенсии после проверки и приёма предоставляемых воинской частью выписок из личного дела военнослужащего и расчёта на пенсию готовит проект решения о назначении пенсии (изменении), передаёт его в местный департамент по контролю и социальной защите населения для его утверждения и выдаче удостоверения, подтверждающего статус пенсионера. Перерасчёты пенсий в дальнейшем, в соответствии с п. 3 ст. 5/4 ЗРК 136-1 и 105-V, умножением установленных правительством РК процент её ежегодного повышения на сумму до этого получаемых денег. Должен заметить, что с учётом особенностей воинской службы и прохождения её личным составом Законами РК 136-1 и 105-V, перевод пенсионного обеспечения военнослужащих от солидарной к накопительной системе должен был происходить поэтапно. Для чего, собственно, были установлены 3 разных условия выдачи пенсии за счёт двух источников. В период с 1998 года по 2014 гг. подлежали в плановом порядке увольнению с воинской службы военнослужащие, имевшие право на пенсию и более 10 лет выслуги по действовавшему до 1 января 1998 года Закону РК. На основании пункта 4 статей 5/4 ЗРК 136-1 и 105-V пенсию, исходя из расчёта за 20 и более лет выслуги (по болезни) – 55 %, сверх него за каждый год по 3%, но всего не более 85% от суммы окладов, доплат, надбавок и компенсаций, должны были выдавать со дня оставления службы. При этом п. 4 ст. 13/15 ЗРК 136-1 и 105-V дополнительного ограничения максимального размера пенсионных выплат им не устанавливался, поскольку 20% обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды на них из бюджета не производилось. Зарегистрированное на 1 января 1998 года заявление с документами, подтверждающими законное право на пенсию, кадры воинских частей обязаны были направить в филиал ГЦВП, по месту жительства уволенного, для подготовки проекта решения о назначении пенсии. Подлежащим увольнению с 2015 года, то есть имевших на 1 января 1998 года менее 10 лет выслуги, 20% пенсионных взносов перечислялись в НПФ в обязательном порядке, в связи с чем выплаты должны были осуществляться из двух источников: по 2,4 % за каждый прослуженный до 1998 год из центра (бюджета) и за 25 лет выслуги 50%, сверх которых за каждый год по 2 %, но всего не более 65 % от суммы окладов, доплат, надбавок и компенсаций. Гражданам, впервые поступившим на воинскую службу после 1998 года и на эту дату вовсе не имевшим выслуги, гарантировались выплаты только за счёт 20% обязательных пенсионных взносов и инвестдоходов самого фонда из расчёта за 25 лет выслуги 50% и сверх него за год по 2 %, но всего не более 65 %, исчисленных также от суммы окладов, доплат, надбавок и компенсаций. Расторжение контракта и зачисление их в запас (в отставку) военных, заслуживших ежемесячные выплаты денег «за выслугу лет» по этим нормам и условиям должно было производиться начиная с 2023 года.

– Вы хотите сказать, что государственная политика перевода военно­служащих с солидарной к накопительной системе обеспечения не в последнюю очередь зависит от кадровой работы Минобороны?

– Безусловно. Она должна быть основана на чётком соблюдении прежде всего государственных интересов. Ведь пенсионное обеспечение напрямую связано с комплектованием Вооружённых сил РК. Неприемлемая армии «текучесть кадров» в первую очередь влияет на боеготовность её частей и подразделений. Подготовить высококлассного специалиста за 1 год службы – более чем утопия. Чем чаще меняется личный состав, тем больше расходов на содержание армии. Чем больше текучесть военспецов, тем меньше будет накоплено средств для пенсионного обеспечения конкретного человека, выходящего на пенсию. Именно об этом мы написали Верховному главнокомандующему подробное письмо. Надеюсь, что наш уважаемый президент Нурсултан Абишевич Назарбаев, подписав 21 июня 2013 года Закон РК «О пенсионном обеспечении», заставит наконец правительство навести порядок и устранить возникшие перекосы выплат пенсий пенсионерам силовых структур. Потому что нынешний принцип «чем меньше прослужил, но позже уволился, тем больше пенсия», не справедлив и губителен.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter