Прямой эфир Новости спорта

Общество слепых

Двадцать лет назад Любовь Воробьёва в Лиллехаммере завоевала в лыжных гонках серебряную медаль на Паралимпийских играх. Эта награда так и осталась единственной для казахстанских спортсменов с ограниченными возможностями. «Мегаполис» разыскал легендарную спортсменку и узнал о мировых рекордах в лёгкой атлетике, слезах на тренировке и о том, как её «наградили» после триумфа. «Знаете, вот вы позвонили, и у меня аж на душе тепло стало. Мне хочется делиться опытом, рассказывать молодым ребятам, что в жизни не всё потеряно, если что-то не так со здоровьем. Но…»

Двадцать лет назад Любовь Воробьёва в Лиллехаммере завоевала в лыжных гонках серебряную медаль на Паралимпийских играх. Эта награда так и осталась единственной для казахстанских спортсменов с ограниченными возможностями. «Мегаполис» разыскал легендарную спортсменку и узнал о мировых рекордах в лёгкой атлетике, слезах на тренировке и о том, как её «наградили» после триумфа. «Знаете, вот вы позвонили, и у меня аж на душе тепло стало. Мне хочется делиться опытом, рассказывать молодым ребятам, что в жизни не всё потеряно, если что-то не так со здоровьем. Но…»

ЕЁ НЕ ПРИГЛАШАЮТ

– Спортом я начала заниматься с детства. И бегала, и плавала. А потом рано вышла замуж – в 17 лет, и мой супруг, занимавшийся спортом, стал моим тренером. Я любила лёгкую атлетику, принимала участие в лыжных гонках: очень много тренировалась и часто выступала.

– Ваши проблемы со зрением: они с рождения?

– Нет. Я училась в обычной школе для зрячих. Но в 7-м классе врачи сказали, что моё зрение сильно ухудшилось. Я восприняла это спокойно. В 15 лет стала работать, продолжала тренироваться. Часто выступала среди зрячих спортсменов. И завоёвывала медали.

– Если не вспоминать зимнюю Паралимпиаду-1994, какая медаль в вашей карьере самая памятная?

– Все. Потому что у меня никогда не было лёгких стартов. Мы часто готовились на Иссык-Куле, и были случаи, когда тренируюсь – а условия там сложные, горы рядом всё-таки – и сил нет. Сажусь на дорогу и реву. Муж подойдёт, успокоит, подбодрит, и я снова бегу. Особенно готовились к зарубежным стартам. Не знаю почему, но для меня это был личный вызов. Ведь тратятся деньги на поездку, это государственный престиж, тебе оказано высокое доверие. Как я могу: поехать за границу и не завоевать медаль? Иначе зачем вообще там выступать?

– Ваши бы слова да многим нашим олимпийцам в уши. Тем, кто в Сочи занимал 50–70-е места, но считает это достойным результатом.

– Я не могу за кого-то говорить и не хочу никого критиковать. Потому что желающих завоевать медаль много, а на пьедестале только три места. Но я сама так устроена, что всегда хотела большего. И считала: если не победишь, так обнови свой рекорд! Вот в Сочи конькобежец Денис Кузин остался без награды, но при этом пробежал быстрее, чем на чемпионате мира.

– Какие рекорды устанавливали вы?

– Мы приехали в Рим на турнир по лёгкой атлетике. Моя подруга из России выступала в первый день соревнований, а я бежала во второй. И она установила мировой рекорд. Это меня завело по-спортивному. Никакой зависти не было. Просто хотелось самой не только победить, но и улучшить мировое достижение.

– Получилось?

– Да. Я установила два мировых рекорда в беге на 800 м и 1500 м. После этого мне присвоили звание заслуженного мастера спорта.

– Как вы оказались в лыжных гонках?

– Мне было интересно ими заниматься. Я жила в Семипалатинске, теперь живу в Шемонаихе. И там и там снега зимой много. Так почему бы не побегать на лыжах? Тем более что в советское время турниров было немало. Только готовься и участвуй.

– Вы были уверены, что в Лиллехаммере завоюете медаль?

– Да. Тогда на той дистанции 10 км повезло с погодой. И атмосфера на трибунах была ну совсем как недавно на Олимпиаде в Сочи. Полные трибуны, доброжелательные зрители. Абсолютно всех, а не только хозяев, подбадривают. Я пробежала хорошо и, когда финишировала, была счастлива. Выиграла! Медаль! «Серебро»! А потом спустя несколько дней радость немного прошла, и стала думать: «Могла стать чемпионкой?» Да. Что помешало? Наверное, что-то в подготовке. Значит, где-то недостаточно тренировалась, неправильно построила план на гонку. Хотя я ту гонку провела на пределе. Всё, что могла, я сделала.

– Простите за нескромный вопрос. Какие премиальные вы получили за медаль Паралимпийских игр?

– Мне не очень хочется говорить на эту тему. Но я не получила практически ничего.

– А как обстояли дела в других странах?

– У меня были подруги из России, кто выигрывал медали в Лиллехаммере. Их награждали по-разному. Кого-то деньгами, а кого-то квартирами и машинами. Наверное, это правильно. Потому что медали спортсменов-олимпийцев и наши совсем ничем не отличаются. В честь победы также поднимается флаг твоей страны, также звучит гимн. Вот только заниматься спортом людям с ограниченными возможностями намного сложнее.

– Хоть какую-то стипендию от государства вы получаете?

– Нет. Мне неловко как-то об этом говорить. Я не навязываюсь. Ведь тогда была моя радость. Я была счастлива, что принесла награду своей стране – Казахстану. Ещё выступая в сборной Советского Союза, всегда подчёркивала, откуда я родом.

– Был ли у вас шанс выступить на Играх в Нагано?

– Да. Потому что ещё там, в Норвегии, ко мне подошёл японец и вручил приглашение на Паралимпийские игры в Нагано. Но возникла проблема: всем спортсменам со слабым зрением нужен человек, которого называют лидер. Без него никуда. Когда я спросила в спорткомитете, будет ли у меня такой лидер, там замялись, начали говорить, что нет денег. И я никуда не поехала.

– Призёров Олимпиад регулярно приглашают на шоу, они несли огонь Олимпийских игр и Азиады. Вас на такие мероприятия зовут?

– Семипалатинские журналисты ко мне как-то заглядывали. Вы вот про меня вспомнили, и мне очень приятно. Я расчувствовалась, и хочется вспоминать свои выступления ещё и ещё… Несколько лет назад мне звонили из Агентства по спорту. Сказали, что обо мне вспомнили, будут приглашать на разные мероприятия. Но ничего не изменилось.

– Алматы участвует в отборе на право получить зимние Олимпийские игры-2022. Сейчас мало кто думает, какая в случае победы понадобится масштабная реконструкция всех объектов: они понадобятся для Паралимпиады.

– Да. Потому что сейчас для спортсменов с ограниченными возможностями практически ничего нет. И это очень чувствуется после возвращения из-за рубежа. Конечно, я мало что видела, но отношение к себе потрясало. На трибунах много людей с детьми. Те подбегают, всовывают в руки какой-то сувенир, взрослые подбадривают. И везде стараются помочь.

– На Паралимпийские игры в Сочи впервые отправляются 5 спортсменов.

– Очень хорошо, что они отобрались. Молодцы. Я очень рада за них и желаю успешного выступления. И мне очень хочется, чтобы со временем число участников на Паралимпийских играх от нашей страны возрастало. И чтобы для занятия спортом таким людям создавали условия.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров