На "странную арифметику" при подсчёте государственных средств посетовал Азат Перуашев во время обсуждения отчёта Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2015 год.

Он заявил, что необходимы меры административной и даже уголовной ответственности нацкомпаний и госпредприятий за злоупотребления в распоряжении государственными средствами. 

"Несмотря на 3-кратное повышение расходов государства на увеличение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора (со 165 млрд. тенге в 2013 году до 478,8 миллиарда тенге в 2014 году), их чистый доход сократился обратно пропорционально на 34% по итогам 2014 года. 

По данным "Ак жол", в ответ на полученные от государства в 2013-14 годы 700 миллиардов тенге в доход республиканского бюджета от квазигоссектора за последние 3 года поступили дивиденды на сумму в 7,5 раза меньше - 85,1 миллиарда тенге.

"Какая-то странная арифметика получается, причём - в ущерб интересам государства", - удивился Перуашев.

Председатель партии привёл примеры извлечения сомнительной, с его точки зрения, прибыли госпредприятиями путём сокрытия части доходов.

Так, по результатам аудита в распоряжении РГП "Госэкспертиза" после уплаты части чистого дохода оставались средства, превышающие размер отчислений почти в три раза. На эти деньги в сумме 2 миллиарда тенге были открыты срочные банковские вклады, сумма вознаграждений по которым составила 243 миллиона тенге. 

"Чьи это деньги, если не государственные? И почему ими так самовольно распоряжаются менеджеры госкомпаний?" - вопрошает Азат Перуашев. - По результатам проверки в АО "НК КазМунайГаз" выявлены завышения так называемых "прочих распределений" Фонду "Самрук-Казына" в размере 27 миллиардов тенге. Выходит, на эту сумму занижалась бы чистая прибыль компании, платежи по налогам в бюджет и дивиденды государству? Кроме того, сам размер дивидендов был скорректирован Фондом с 76 миллиардов тенге до 83 миллиардов тенге, то есть изначально порядка 7 миллиардов планировалось направить на другие цели, в ущерб интересам акционера, которым в конечном счёте является государство".

По бюджетной программе "Увеличение уставного капитала Фонда "Самрук-Казына", по данным ДПК "Ак жол", не завершено строительство 68 объектов инфраструктуры СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота", а работы по строительству объектов СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк" выполнены только на 3,5%.

"Руководство ФНБ "Самрук-Казына" нас сейчас заверяет, будто всё нормально, однако почему-то больше верится данным Счётного комитета, - добавил он. - По состоянию на 1 июня 2016 года на контрольных счетах только 26 субъектов квазигосударственного сектора образовались остатки на общую сумму 132 миллиарда тенге, выделенные на формирование и увеличение уставного капитала. Всё это говорит о масштабах подобных тенденций и низкой финансовой дисциплине госпредприятий".

Азат Перуашев отметил, что  Кодекс об административных нарушениях не предусматривает ответственность за неэффективное расходование выделенных средств предприятиями квазигоссектора.

"Максимум что грозит при таких "шалостях" на сотни миллиардов - это дисциплинарное наказание, например замечание или выговор, - пояснил Азат Перуашев. -  Законодательством не предусмотрена и ответственность за несоблюдение субъектами квазигосударственного сектора норм по административным расходам, так сказать, "на себя". Здесь у них руки вообще развязаны".

В прошлом году "Ак жол" требовал  срочно ввести строгие меры государственного регулирования внешнего долга. Прежде всего, в отношении долга квазигосударственного сектора.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter