В Казахстане изменили Закон "О защите прав потребителей". Теперь авиакомпании могут продавать невозвратные билеты, а турфирмы – невозвратные путёвки.

Изменения были внесены в конце мая через Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности".

"Я пока была депутатом Мажилиса Парламента, фактически я добилась того, чтобы у нас не было невозвратных билетов и турпакетов. Авиакомпании и турфирмы могли удержать только 30%. Теперь нет этого. Если человек заболел или у него что-то произошло, и он не воспользовался билетом или путёвкой, то ему могут не вернуть стоимость. Я вчера только узнала. Никто не сообщал, не звал в рабочую группу. Я в шоке. Продержались мы 2,5 года. Опять деньги сделали своё дело. По-другому не скажешь", – пояснила председатель правления Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская.

Также была исключена норма о государственном контроле соблюдения требований, установленных техническими регламентами.

"Мало того, ещё одна поправка была. Я добилась того, чтобы государственные органы два раза в год отчитывались, что они сделали в сфере защиты прав потребителей. Всего было два таких отчёта. На одном я была, отчёт длился несколько минут. На второй не звали. Государству не о чём отчитываться, поэтому взяли и убрали эту норму", – объяснила Светлана Романовская.

Руководитель лиги возмущена, что внесение поправок в Закон "О защите прав потребителей" прошло тихо.

"Никто не знал, что будут поправки. Никого не приглашали. Вспомните, когда турфирмы три года подряд разорялись, люди столько денег потеряли. Теперь они снова смогли пролоббировать свои интересы", – возмутилась правозащитница.

Светлана Романовская порекомендовала потребителям внимательно покупать авиабилеты и турпутёвки.

"При покупке путёвки и авиабилета потребителям необходимо внимательно посмотреть: возвратный тариф или невозвратный. Люди должны понимать, что невозвратные билеты и путёвки намного дешевле, но там очень большой риск. Нужно осознавать, что в случае чего потребителю никто не вернёт деньги. Нужно составлять правильно договор, включать хотя бы возврат денег в случае форс-мажора", – посоветовала она.

Правозащитница считает, что если не будет в Казахстане грамотных потребителей и они не будут должным образом защищёны, то никогда бизнес не будет конкурентоспособным.

"Та же НПП "Атамекен" инициирует создание какой-то палаты по защите потребителей. Они видят, что конкуренция падает, что предприниматели расслаблены, а потребители им не доверяют. Кому от этого хорошо? У Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей нет никаких функций. Они могут только принимать жалобы и консультировать. И всё!" – сказала Светлана Романовская.

8 августа 2016 года Комитет по защите прав потребителей признал незаконными невозвратные авиабилеты.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter