"АНПЗ имеет солидные кредитные займы, за счёт которых ведётся строительство Комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА) и Комплекса по глубокой переработке нефти (КГПН). По КПА АНПЗ заключил кредитное соглашение на основе уже имеющегося индивидуального кредитного соглашения между Банком развития Казахстана (БРК) и китайским "Эксим Банком", - сообщает "Ак Жайык".

Как отмечает издание, львиная доля кредитных средств получена от китайцев, и только 15% - через БРК. Кредит был выдан сроком на 10 лет под залог всего имущества завода, в том числе строящегося. С 2015 года начался возврат основного кредита: в январе завод выплатил первый транш, в июле — второй (выплаты два раза в год). Размер каждого разового погашения около 55 млн долларов, плюс банковское вознаграждение. На строительство КГПН подписано соглашение с тремя банками: "Эксим Банк", БРК и Японским банком международного сотрудничества JBIC. Общая сумма кредита - 1 млрд 680 млн долларов. Львиная доля – китайские деньги, примерно по 250-270 млн долларов разделили японский и казахстанский банки. Кредит взят под гарантию КМГ. Условия те же. Первый транш предстоит в 2017 году.

Известно, что на 99% участником ТОО "Атырауский нефтеперерабатывающий завод" является АО "КазМунайГаз – Переработка и Маркетинг", которое в свою очередь находится в полной собственности АО "Национальная компания "КазМунайГаз". Основное направление деятельности завода – переработка сырой нефти в бензин, дизельное топливо, мазут и другие нефтепродукты. Большую часть доходов получает от оказания услуг по переработке нефти и нефтепродуктов.

Способ и сроки реализации АНПЗ на сегодняшний день не определены. Об этом издание сообщает со ссылкой на генерального директора ТОО Кайрата Уразбаева.

Кроме того, на продажу впервые выставлен Международный аэропорт Атырау. Известно, что его единственным акционером является АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казын". Основной вид деятельности: обеспечение взлёта-посадок, встречи-выпуска, технического обслуживания воздушных судов, авиационной безопасности, заправка воздушных судов топливом, продажа перевозок. В настоящее время в аэроузле работают несколько предприятий, к которым перешло имущество бывшего Гурьевского объединенного авиаотряда. В их числе  АО "Международный аэропорт Атырау" (ранее "Атырауаэропорты"), АО "Атма – аэропорт Атырау и перевозки", АФ РГП "Казаэронавигация", АО "Авиакомпания "КазЭйрУэст".

В рейтинге показателей дочерних организаций Фонда "Самрук-Казына" АО "Международный аэропорт Атырау" занимает 10-е место по активам: по данным за 2013 год в его активе 4 333 млн тенге. И 8-е место по операционной прибыли: 202 млн тенге за 2013 год.

По мнению экспертов, АНПЗ и аэропорт, скорее всего будут реализованы через продажи долей методом аукциона. При этом отмечается, что приватизация некоторых объектов в период кризиса — не самое удачное решение.

"Сама по себе приватизация в такое кризисное время неудачное решение. Если говорить конкретно об этих двух объектах, то с продажей аэропорта, согласен, нужно отдавать в частные руки. А вот АНПЗ – вряд ли правильное решение. Обычно транснациональные компании стараются формировать холдинги, чтобы иметь законченный цикл при реализации продуктов. Здесь, мне кажется, правильно было бы оставить завод в КМГ", – приводит издание слова экономиста Олжаса Худайбергенова. 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter