На зависимость Атырауской области от нефтяных предприятий указал Счётный комитет

Государственный аудит в Атырауской области показал слабые места в исполнении бюджета.

В Астане прошло совещание Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, на котором были обсуждены итоги государственного аудита в Атырауской области.

"Всего по итогам государственного аудита Счётный комитет установил финансовые нарушения на общую сумму 498,2 млн тенге, из которых 76% связаны с порядком ведения бухгалтерского учёта. При этом в ходе государственного аудита возместили 93%. Выявлены факты неэффективного планирования бюджетных средств на сумму 917,6 млн тенге, неэффективного использования – на 18,8 млн тенге и 108 процедурных нарушений", – сказал член Счётного комитета Талгат Жакан.

Реализация ряда инвестиционных проектов в регионе была начата без соответствующих экономических заключений.

"При возведении объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры, образования и коммунального жилья в ряде случаев не соблюдались нормативные сроки строительства. Некачественная разработка проектно-сметной документации по строительству жилья в микрорайоне Береке в Атырау привела к нарушению на полгода сроков сдачи трёх жилых домов стоимостью 1,2 млрд тенге", – добавил он.

Счётный комитет обратил внимание, что в регионе наблюдается рост дефицита медицинских кадров, что приводит к снижению доступности и качества бесплатной медицинской помощи, оказываемой населению.

Кроме того, допущены факты возмещения части расходов на сумму более 40 млн тенге, понесённых субъектами агропромышленного комплекса при реализации проектов, не отвечающих условиям субсидирования, предусмотренным действующим законодательством.

Член Счётного комитета отметил, что в регионе сохраняется значительная зависимость бюджета от сырьевых отраслей, что отрицательно влияет на устойчивость его доходной части. По его данным, в 2017 году по сравнению с 2013 годом доля шести крупных промышленных компаний в поступлениях местного бюджета возросла с 40,5 до 59%, республиканского бюджета – с 66,8 до 86,6%, Национального фонда – с 93 до 97%.

"Анализ структуры внутреннего регионального продукта показал снижение доли в общем объёме таких отраслей, как сельское хозяйство и промышленность. Наряду с растущей динамикой роста деятельности нефтегазовых добывающих компаний наблюдается снижение тенденции количества активных субъектов малого и среднего предпринимательства. Хотелось бы услышать, как представители акимата оценивают качество налогового администрирования по местным налогам с учётом реализации таких крупных проектов, как "Кашаган", и модернизации Атырауского нефтеперерабатывающего завода", – обратился член комитета к представителям акимата.

Первый заместитель акима области Серик Шапкенов сообщил, что подобная ситуация связана с рядом экономических особенностей региона.

"У каждого налога есть свой темп роста, у нас в основном иностранные компании, и у них ежегодно индексируются зарплаты. В некоторых иностранных компаниях они получают в долларах (зарплату. – Авт.), то есть в связи с курсом у них темпы роста увеличиваются. Конечно, их не сравнить с другими налогами, земельными, имущественными и так далее. Что касается роста по неналоговым платежам, это было в 2016-2017 годах. Платежи порядка 3 млрд – это АНПЗ возмещал нам затраты, которые понёс бюджет при переселении", – сказал Серик Шапкенов.

При этом, по его словам, если ранее в свободной части бюджета оставалось 50 млрд тенге, то на данный момент таких остатков средств нет и в регион ищут дополнительные трансферты и доходы в бюджет.

Председатель Счётного комитета Наталья Годунова поинтересовалась у первого заместителя акима, в чём причины малой доли МСБ в структуре доходов бюджета. Серик Шапкенов сообщил, что темпы поступлений от нефтегазового сектора несколько больше, чем от МСБ.

"Условного говоря, валового регионального продукта сейчас 18%, но если отсюда убрать Тенгизшевройл, АНПЗ и Кашаган, это будет 56%, например. Теперь я хочу объяснить, что доля нефтяного сектора тоже на месте не стоит, а увеличивается. Их темп роста с ростом МСБ не сравнить. МСБ никогда не догонит их. Тенгиз и Кашаган увеличивают объём добычи. В суммарном выражении это огромные средства", – добавил он.

Кроме того, Серик Шапкенов сообщил, что для окончания строительства мостового перехода через реку Урал в Махамбетском районе необходимо 1,5 млрд тенге. Он отметил, что объект готов на 96%.

"Это недофинансирование из республиканского бюджета, потому что мы несколько раз давали заявку, но в связи с отсутствием денег она была урезана. Чтобы ускорить работу по строительству мостового перехода, мы были вынуждены по соглашению с министерством дополнительно выделять деньги из местного бюджета. 96% готового, и до конца года мы завершим. На сегодняшний день у нас 1,5 млрд не хватает, но у нас есть понимание с министерством, чтобы выделить нам эти деньги. Уже есть, скажем, подтверждение", – сообщил он.

2 августа в Счётном комитете провели совещание по итогам аудита в Актюбинской области. В регионе были выявлены финансовые нарушения на 468 млн тенге и более 1 млрд тенге неэффективно использованных средств. При этом в ходе обсуждения 28-летнему замакима области пришлось держать ответ за своего предшественника.

Поделиться:

Читайте также