Прямой эфир Новости спорта

На поле G4 City

Расход бюджетных средств по проекту G4 City (строительство городов-спутников в Алматинской области) зачастую невозможно проверить. Ведь основная инфраструктура будущих городов-спутников проходит под землёй. Как оказалось, деньги из госказны выделены не только на водопровод, газопровод и канализацию. В рамках G4 City строится развязка Алматы – Капшагай, которая фигурирует в другом проекте – БАКАД.

Расход бюджетных средств по проекту G4 City (строительство городов-спутников в Алматинской области) зачастую невозможно проверить. Ведь основная инфраструктура будущих городов-спутников проходит под землёй. Как оказалось, деньги из госказны выделены не только на водопровод, газопровод и канализацию. В рамках G4 City строится развязка Алматы – Капшагай, которая фигурирует в другом проекте – БАКАД.

Идея построить города-спутники вдоль Капшагайской трассы появилась ещё в 2007 году. По задумке, здесь должны появиться бизнес-центры, пятиэтажные паркинги и жилые дома. Но пока алматинцы видят лишь пустыри и выцветшую таб­личку, напоминающую о грандиозных планах.

МИЛЛИАРДЫ – В ТРУБЫ.  А ТРУБЫ – В ЗЕМЛЮ

Мы уже писали о том, что изначально проект курировали управление строительства Алматинской области и акимат Илийского района. В 2012 году для координации работ подрядчиков было создано АО «Алатау», и бюджетные деньги стали перечислять в эту компанию. А новый координатор, конечно же, не отвечает за действия предшественников. Два года назад директор департамента строительства АО «Алатау» Эдуард Набиев сообщил «Мегаполису», что в рамках проекта построены подстанция «Кокпа», водозаборные сооружения, газопроводы высокого и среднего давления, дорога с временным покрытием. Только вот охранник территории будущего города-спутника нам поведал, что та самая дорога ещё при колхозе была. На вопрос, почему на территории не видно инфраструктуры, Эдуард Набиев ответил, что она находится под землёй. («Мегаполис» от 29 июля 2013 года, «Но G4 будет! Почему будущий город-спутник не похож на строительную площадку?»).

Куда же потратили 8 млрд тенге, выделенных в 2014 году? Как написали представители областного акимата, завершились работы по строительству котельной на 200 ГКалл/час, началось строительство соединительной перемычки от газовой магистрали до новой котельной, распределительных сетей от подстанции «Кокпа», магистральных сетей водоснабжения от водозабора «Ынтымак», а также разработка проектно-сметной документации системы водоотведения и 2-й очереди водозаборного сооружения «Ынтымак». Какие суммы потрачены на те или иные сети, чиновники не указали. Хотя мы просили разъяснить что почём. Какие-то объекты, конечно, можно оценить визуально: котельную, подстанцию. Но как проверить трубы? Их нельзя пощупать, определить их стоимость, выяснить, можно ли вообще их применять. Они зарыты в землю. И вряд ли кто-нибудь их будет выкапывать, чтобы оценить бюджетные расходы. Значит, можно и дальше зарывать в землю миллиарды?

Как и прежде, в ответах на запрос фигурируют подстанция «Кокпа», водозаборные сооружения, газопроводы и дороги с временным покрытием. К этому списку добавилось всего несколько позиций. И почему-то строительство развязки на трассе Алматы – Капшагай.

НЕОЖИДАННАЯ РАЗВЯЗКА

Капшагайская трасса изначально была основой для создания городов-спутников. На дорогу должны «нанизываться» отдельные «тематические» зоны, в зависимости от ландшафта, географического и логистического расположения. «Города-бусинки» по плану должны строить вдоль уже отремонтированной шестиполосной трассы. Почему развязка Алматы-Капшагай стала частью G4 City – непонятно. Сегодня «капшагайку» ремонтируют в рамках проекта «Развитие транспортной системы города Алматы и прилегающих территорий на 2013–2018 годы». На это планируют потратить 64 млрд тенге с учётом частных инвестиций и бюджетных средств. Трасса должна упираться в БАКАД (Большую алматинскую кольцевую автодорогу). Здесь предусмотрено строительство восьми развязок, девятнадцати мостов, эстакад и путепроводов. Но, видимо, пересечение «капшагайки» с БАКАД оказалось роковым. Теперь расходы на строительство развязки Алматы – Капшагай можно списать и на проект G4 City, и на БАКАД. То есть в отчётах по двум разным проектам могут маячить одни и те же суммы. На вопрос, к какому же проекту относится развязка, представители акимата затруднились ответить. Выходит, за один и тот же объект налогоплательщики заплатят два раза?

Между тем судьба проекта G4 City под большим вопросом. В прошлом году на совещании, посвящённом строительству агломераций, аким города Алматы Ахметжан Есимов сказал: «Я категорически против. Это очень неудачный проект. Рабочих мест нет, только увеличиваем количество населения и нагрузку на город. Давление на рынок труда будет, причём всё это расположено на Капшагайской трассе, она и так у нас загруженная». То же самое написано и в «Концепции формирования и развития Алматинской агломерации». Но если у G4 City нет будущего, то кто ответит за расход бюджетных средств?

ОТКУПАЮТСЯ ЗЕМЛЁЙ

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

Проект «Строительство в Алматинской области 4-х городов-спутников города Алматы (G4 City)» был одобрен президентом Казахстана и учтён в государственной программе жилищного строительства на 2008–2010 годы. Первый город-спутник – Gate City (Ворота города), запланирован как международный бизнес-центр. Он должен располагаться в районе Первомайки (жилой массив Алматы) на пересечении трассы Алматы – Усть-Каменогорск и Большой объездной алматинской дороги. Второй город – Golden City (Золотой город) должны построить в районе Дмитриевского моста в качестве жилой зоны. Третий – Growing City (Растущий город) – в районе Николаевского моста, и он должен стать промышленным центром. Четвёртый город – Green City (Зелёный город) планируется построить на берегу Капшагайского водохранилища, и он должен стать центром туризма.

Каким бы неудачным этот проект ни был, под него расчищают территорию. Как мы уже писали ранее, участки, которые попадали в границы G4 City, выкупало АО «Алатау».

– Мы будем оценивать все строения и вложения, а также потери, которые будет нести собственник, – говорил два года назад Эдуард Набиев. – Если земли в аренде, то договор аренды прекращается. Но то, что арендатор вложил в строения, ему компенсируют…

Теперь в целях экономии бюджетных средств частникам просто будут предлагать равнозначные участки из земель запаса.

– В границах первого города имеются 78 участков площадью 49,6 га из земель запаса и 51 участок площадью 134,6 га, находящихся во временном пользовании. Потребность под застройку инженерной инфраструктуры составляет 168,2 га, – пишут представители акимата Алматинской области.

То есть людей будут выселять из домов на пустыри? А каким куском земли заменят их строения? Об этом чиновники ничего не сказали.

ЖЁСТКИЕ УСЛОВИЯ ПОД ГРИФОМ «СЕКРЕТНО»

 Какой бы инфраструктурой чиновники ни заманивали инвесторов, строить города они не спешат. В октяб­ре 2012 года был подписан контракт с южнокорейской компанией POSCOE&C. Инвестор планировал начать строительство во втором полугодии 2013 года. Почему же до сих пор на территории города-спутника нет ни одного кирпича?

– Контрактом с южнокорейской компанией POSCOE&C определены весьма жёсткие условия, при обеспечении которых они готовы выйти на строительную площадку. В настоящее время работа в данном направлении продолжается. В марте текущего года 1 очередь застройки ЖР «Коянкус» начнёт осваивать местный застройщик ТОО «Корпорация Базис-А».

Какие же условия поставили корейцы? Как оказалось, это коммерческая тайна. Только на инфраструктуру городов-спутников уходят бюджетные средства. Иногда весьма таинственно.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров