Модернизация завода Caspi Bitum: новые перспективы для дорожной отрасли Казахстана и экспортные возможности

Фото пресс-службы КМГ
Фото пресс-службы КМГ
Увеличить мощности переработки чёрного золота до 1,5 млн тонн в год позволила модернизация производственного оборудования на установке первичной переработки нефти.

Прирост производства битумного завода ТОО "СП "Caspi Bitum" (совместное предприятие АО НК "КазМунайГаз" и CITIC Group) за месяц составил почти 22%. Запуск установки состоялся лишь в начале мая этого года, а инновационная технология дала уже более чем положительный результат.

О преимуществах недавней модернизации заводских мощностей, перспективах развития перерабатывающей и дорожно-строительной отраслей, а также о производственном процессе рассказали специалисты предприятия в ходе пресс-тура по объектам завода. 

Фото пресс-службы КМГ

Перед демонстрацией новой установки главный технолог завода Серик Сыдыков рассказал о процессе производства битума, начиная от перегонки нефти с места добычи до отгрузки готового продукта. Сырая нефть приходит на производство с месторождения Каражанбас, где сразу же поступает в резервуары для хранения. Однако, по словам специалиста завода, в связи со стабильным спросом на битум нефть не задерживается там надолго. 

"Процесс поступления, перегонки сырой нефти, проверки её качества на соответствие стандартам и отправка на установку ЭЛОУ-АВТ для изготовления битума происходит бесперебойно. Для этих целей у нас на территории находятся четыре резервуара объёмом 20 тысяч тонн и два по 10 тысяч тонн. Из них сырая нефть идёт прямиком в лабораторию, где она проходит первую проверку качества. Есть независимая лаборатория при Министерстве транспорта РК – Национальный центр качества дорожных активов. Они приезжают, отбирают пробы из всех резервуаров и, если всё соответствует стандартам, выдают нам протокол соответствия. Помимо этой лаборатории, мы на ежемесячной основе отправляем пробы в Научный дорожный институт. Всё это делается для того, чтобы в качестве нашего продукта были уверены заказчики из дорожно-строительной сферы", – рассказал Серик Сыдыков.

Фото пресс-службы КМГ

Нефть с месторождения Каражанбас отлично подходит для производства битума. Начальник центральной заводской лаборатории Гулшара Турманова отметила, что особенности этой нефти упрощают для научных сотрудников подгонку готового продукта под стандарт.  

"Проводились исследования нефти, которые показали, что эта нефть идеально подходит для производства битума. Она высоковязкая, битуминозная, у неё оптимальная плотность, необходимые для качественного продукта смолы. При работе с этой нефтью улучшаются низкотемпературные свойства битума, и всё из-за низкого содержания парафинов. Температура хрупкости, растяжимость при нуле, пенетрация – все эти необходимые для нашего продукта показатели изначально находятся на высоком уровне из-за сырья с такого уникального месторождения, как Каражанбас", – перечислила Гулшара Турманова.

Перед тем как пробы готового продукта попадают в лабораторию для проверки, нефть проходит через несколько процедур. В частности, основной процесс происходит в установке первичной переработки нефти. Именно модернизация электрообессоливающей установки позволила так увеличить объёмы производства. Наиболее сложной операцией стала установка новой вакуумной колонны высотой почти 40 метров и весом около 140 тонн. Её доставляли на территорию завода целиком, а в процессе перевозки из-за такой нагрузки на транспортных средствах пришлось поменять несколько десятков шин. 

Фото пресс-службы КМГ

Генеральный подрядчик CITIC Construction Ltd на комплексной установке ЭЛОУ-АВТ произвёл успешный подъём и монтаж вакуумной колонны Т-1102 высотой 39,9 метра с одновременным использованием двух кранов грузоподъёмностью 650 и 350 тонн. Производитель оборудования – компания Xinjiang Kexin Heavy-duty Equipment, расположенная в Китае. Для строительно-монтажных работ в круглосуточном режиме по мере поставки оборудования был задействован 221 человек из 237 работников завода. Стоит подчеркнуть, что модернизация установки позволила нанять на работу ещё 11 человек. 

Кроме того, для стабильной работы колонны была установлена вакуумная печь, модернизированы атмосферная колонна и атмосферная печь, смонтировано 24 насоса и 20 теплообменников, проложено более 14 км технологических трубопроводов и свыше 82 км кабельной продукции. Капитальные инвестиции в проект составляют свыше 76 млн долларов.

Фото пресс-службы КМГ

Подробнее об установке рассказал Талгат Муканов, заместитель генерального директора ТОО "СП "Caspi Bitum": "Вакуумная колонна Т-1102 в технологическом режиме работает под давлением – 0,095 кг/см2 и температурой до 397°C. Установка новой колонны позволит увеличить объём перерабатываемого мазута. Её основным назначением является обеспечение эффективного разделения лёгких углеводородов с получением гудроновой фракции – ключевого сырья для дальнейшего производства дорожного битума. В целях получения качественного гудрона применяется наилучшая доступная технология, на третьей ступени эжектора установлена новая водокольцевая вакуумсоздающая система, что позволит получать лёгкий и тяжёлый вакуумный газойль широкого фракционного состава (350–520°С), затемнённую вакуумную фракцию – пластификатор и гудрон". 

Всё это в совокупности дало результаты уже через месяц после запуска. Проект, реализованный по поручению главы государства Касым-Жомарта Токаева, позволил увеличить годовой потенциал производства битума почти в полтора раза – до 750 тысяч тонн, что уже находит отражение в статистике. По итогам мая 2025 года зафиксирован существенный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объёмы переработки нефти в этом году составили почти 99 тысяч тонн, что на 12,5% больше, чем в мае 2024 года. В свою очередь, объёмы производства главного продукта – битума – составили около 38 тысяч тонн, что почти на 22% больше, чем в мае 2024 года.

Фото пресс-службы КМГ

Увеличение отгрузки продукции для дорожно-строительной отрасли Казахстана показывает простая статистика уже этого года: после более 7,5 тысячи тонн, произведённых в апреле, в мае было отгружено почти 39,5 тысячи тонн битума. План на июнь составляет уже 60 тысяч тонн.

"Строительно-монтажные работы по проекту были завершены на месяц раньше графика. Церемония запуска завода после модернизации состоялась 5 мая с участием акима Мангистауской области, представителей АО "Самұрық-Қазына", Министерства энергетики РК, руководства КМГ и CITIC Group. Успешная реализация проекта – результат эффективного стратегического партнёрства "КазМунайГаза" и CITIC Group. Обновлённый завод способен стабильно обеспечивать внутренний рынок отечественным высококачественным битумом, минимизируя зависимость от импорта, что имеет особую важность в условиях роста инфраструктурных проектов по всей стране", – отметил Талгат Муканов.

Фото пресс-службы КМГ

Он рассказал и о дальнейших планах предприятия. По его словам, будущее завода тесно связано с потребностями внутреннего рынка в дорожно-строительной отрасли. Первым ориентиром было закрытие потребностей внутреннего рынка собственным битумом, и на сегодняшний завод и акционеры выполнили эту цель. Сегодня Казахстан полностью может самостоятельно обеспечить потребности внутреннего рынка в битуме. 

"Объёмы нашего производства позволяют не только обеспечивать потребности западных и южноказахстанского регионов, как это исторически сложилось, но и отреагировать на сложные форс-мажорные обстоятельства, например, если Павлодарский нефтехимический завод не сможет обеспечить продукцией свой сектор рынка на севере и востоке страны. Более того, опытную партию битума отправляли на экспорт в Китай и Узбекистан. Проверить, что он соответствует требованиям других стран. Это показало, что потребность за рубежом в битуме есть, плюс налажена и проверена логистика. Касательно цены, для сравнения: российский битум стоит 175 тысяч тенге за тонну, наша цена – 165 тысяч тенге за тонну", – поделился Талгат Муканов. 

Фото пресс-службы КМГ

Также одной из важнейших целей является популяризация модифицированного битума. Такой битум, по заверению специалистов завода, – более качественный и "выносливый". 

"Есть такая добавка – стироль-бутадиен, при её добавлении битум получает новые свойства. В частности, эта добавка влияет на эластичность, морозостойкость и износостойкость. Соответственно, если мы поверхность дорожного покрытия покроем модифицированным битумом, это позволит увеличить срок службы дороги минимум в три раза. Мы построили опытные участки дороги с использованием модифицированного битума в Актюбинской и Мангистауской областях. Общая протяжённость этих участков составляет 1200 метров. Мы решили это сделать в качестве эксперимента и на трёх участках по 400 метров использовали три различных модификатора. Участок в Мангистауской области, за которым ведётся мониторинг, показывает очень хороший результат в сравнении с окисленным битумом. Участок в Актобе мы делали из дорожного полотна, которое уже использовалось ранее, также с добавлением отдельного модификатора. У нас ведь в Казахстане климат резко континентальный – зимой сильно холодно, летом сильно жарко. Это колоссально влияет на дорожное покрытие, особенно там, где ходят большегрузы. Модифицированный битум – это будущее дорожно-строительной отрасли. Он активно применяется в развитых странах мира", – добавил Талгат Муканов. 

Фото пресс-службы КМГ

Однако пока такой вид продукта не обладает популярностью среди заказчиков из дорожно-строительной отрасли из-за его дороговизны: он стоит в полтора раза дороже. Однако, как считает Талгат Муканов, вложения в перерабатывающую промышленность, способную производить такой высококачественный продукт, окупит себя в перспективе – чем лучше качество покрытия, тем реже чинится дорога. 

"Наша новая установка уже позволяет производить такой продукт. И на сегодняшний день мы можем производить 120 тысяч тонн такого модифицированного битума в год", – рассказал Талгат Муканов. 

ТОО "СП "Caspi Bitum" – совместное предприятие (50/50) АО НК "КазМунайГаз" и ТОО "CITIC Resources" (структура CITIC Group). Завод расположен в Актау. Специализируется на переработке нефти месторождения Каражанбас и производстве дорожных битумов. После модернизации мощность по переработке нефти составляет 1,5 млн тонн в год, по выпуску битума – 750 тысяч тонн в год.

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнёров