Прямой эфир Новости спорта

Модель госфинансирования национального кино меняют в Казахстане

На 100% будут финансировать только фильмы, имеющие социальное значение. В случае успешного проката 20% от доходов пойдут в Фонд поддержки кино.

Депутаты Мажилиса на пленарном заседании одобрили законопроект о кинематографии, предусматривающий изменение модели финансирования кинофильмов.

"Это сложный и непростой закон, который кардинально изменит все действующие механизмы дальнейшего развития национального кино и направлен на решение трёх основных задач. Первое – поддержка производства национальных фильмов. Второе – обеспечение широкого проката национального кино. Третье – выход казахстанского кино на международный рынок, в том числе за счёт совместного кинопроизводства и создания ко-продукции с ведущими кинокомпаниями мира", – сказал министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы.

Законопроект предусматривает создание при Правительстве РК Фонда поддержки национального кино в форме некоммерческого акционерного общества. Деятельность этой организации будет направлена, прежде всего, на аккумулирование и распределение бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых на кинопроизводство, прокат, показ и дальнейшее продвижение национальных фильмов.

"Это международная практика, подобные организации действуют практически во всех ведущих странах-кинопроизводителях", – подчеркнул Мухамедиулы.

Одной из основных задач фонда будет рассмотрение и отбор кинопроектов по результатам открытого конкурса. Участие в питчинге (презентация проекта для привлечения инвесторов) смогут принять все независимые киностудии и продюсерские центры.

Сейчас единственным получателем госсредств является киностудия "Казахфильм", которая выполняет не свойственные для себя функции по распределению финансирования.

Чтобы уйти от действующей модели, при фонде планируется создать специальный экспертный совет в сфере кинематографии, который будет давать заключение по каждому кинопроекту. На основе заключения межведомственная комиссия, созданная при Правительстве, будет давать рекомендации о выделении финансирования.

По словам министра, также предлагается введение новой модели государственного финансирования национального кино.

"Сегодня практически все картины финансируются в полном объёме, включая их прокат. Соответственно, это серьёзно ограничивает число выпускаемых картин, а также их коммерческое продвижение на рынке, так как производитель, продюсер, творческая группа в ходе производства уже получили все свои гонорары", – продолжил Мухамедиулы.

Новая схема финансирования имеет чёткую градацию фильмов по объёмам финансирования:

  • социально-значимые фильмы будут финансироваться в полном объёме до 100% сметной стоимости. В первую очередь, это детские фильмы, социальное кино, анимация, дебютные картины;
  • фильмы совместного производства или ко-продукция будут финансироваться в пределах соглашений о производстве с зарубежными кинокомпаниями;
  • все остальные, так называемые массовые, коммерческие фильмы будут финансироваться частично от 10 до 70% на условиях привлечения инвесторов и частных капиталов. При рассмотрении заявок одним из критериев отбора кинопроекта будет его финансовая обеспеченность со стороны производителя.

"Впервые в рамках законопроекта предусмотрен возврат затраченных государством средств! Лица, получившие господдержку на производство социально-значимых фильмов до 100%, будут обязаны отчислять в Фонд поддержки кино 20% с доходов от проката. Остальные получатели будут возвращать финансовые средства в объёме, соразмерном процентному соотношению финансовой поддержки. Все возвратные средства будут направлены фондом на производство новых проектов, что позволит снимать большее количество картин. Конкретный алгоритм возврата денег будет утверждён подзаконным актом", – рассказал глава ведомства.

Ещё одна норма – создание Единой информационной системы учёта проката фильмов.

На сегодняшний день роль государства в процессе мониторинга кинорынка ограничена одной функцией – выдачей прокатного удостоверения на фильм и присвоением ему возрастного индекса. Нет единой базы по количеству ввозимых на территорию страны фильмов, периодичности и приоритета их показа. Нет единого источника информации по количеству ежедневных сеансов, проданных билетов, градации числа зрителей.

2 марта сообщалось, что механизм возврата госсредств после проката фильма позволит экономить до 30% денег, выделяемых на кинематограф.

Поделиться:

Новости партнеров