Власти Алматы намерены снести в городе крытые автостоянки и построить на их месте многоярусные паркинги. Только в одном Бостандыкском районе южной столицы согласно плану будет ликвидировано два десятка стоянок.

Между тем этот шаг акимата вызвал бурю протеста владельцев «автогостиниц»: по их мнению, городские власти нарушили едва ли не десяток действующих законов, а сама процедура сноса и строительства выглядит еще загадочнее.

Герой классической комедии утверждал, что народ любит детективы. Однако этот персонаж не сказал, что получать удовольствие от лихо закрученной интриги народ предпочитает не в качестве участников, а наблюдателей.

Традиционно население верит властям и даже с энтузиазмом реализует отдельные постановления «партии и правительства». Но когда решения больших начальников неожиданно начинают идти вразрез с действующим законодательством и попирать интересы честных налогоплательщиков, детектив обретает формы пресловутого беспредела.

Хронология его такова. 25 марта акимат Алматы принимает постановление об изъятии земельных участков, арендуемых владельцами автостоянок, с традиционной формулировкой: «Для государственных надобностей с целью строительства многоярусных паркингов». Через несколько дней стояночников вызывают в мэрию, где ставят перед фактом. Еще через несколько дней по стоянкам начинают ходить некие господа в цивильных прикидах, которые, рекомендуясь представителями акимата, настоятельно предлагают владельцам побыстрее сворачиваться.

Ближе к середине апреля хозяева «автогостиниц» получают уведомления от «Алматыжер» с напоминаниями о скорейшей ликвидации своего хозяйства. А в конце месяца узнают, что только в одном Бостандыкском районе Алматы на месте 21 стоянки будут построены многоярусные паркинги. И строить их будет только одна контора – ТОО «Рахимжан Петролеум»!

Вот тут, собственно, и начинается детектив – мутный и невнятный. Поскольку получить вразумительные комментарии другой стороны, то есть руководителей различных городских служб, практически невозможно.

По словам председателей нескольких гаражных кооперативов, еще в 2003 году они выходили в акимат южной столицы с предложениями выкупить земельные участки, на которых находятся их стоянки, и построить на их месте многоярусные паркинги. Инициатива, как известно, наказуема. Отказы авторам идеи были сделаны «под копирку». В письмах за подписью заместителя председателя Городского комитета по управлению земельными ресурсами Турганбекова было сказано, что стоянки находятся в пределах «красных линий» на землях общего пользования. А потому и строить там нельзя ничего.

– Я сам дважды обращался к акиму Храпунову, – говорит председатель гаражного кооператива «Коктем» Олег НЕТЕСОВ, – но не получил ни одного ответа. А мы уже тогда были готовы строить. Хоть по типовому проекту, хоть по индивидуальному…

– Олег Терентьевич, какой вместимости паркинг вы хотели строить и сколько были готовы вложить в него средств?

– На 400-500 машиномест. Два этажа – под землей, еще три – сверху. Даже были достигнуты предварительные договоренности с авторитетной компанией «Имстальком» и банками, готовыми предоставить кредиты. Мы собирали членов нашего кооператива, обсуждали этот вопрос… Понятно, что обычные автостоянки не красят город, и рано или поздно они исчезнут. Но мы и считали, во что обойдется удовольствие ставить машину в такое «стойло» – цена такого паркинга порядка двух-трех миллионов долларов! Это если считать вместе с проектированием, подведением коммуникаций и другими работами…

– Вы говорили, что на одном из совещаний в акимате мэр Алматы Имангали Тасмагамбетов подтвердил, что владельцам автостоянок разрешат строить паркинги на свои средства…

– Тасмагамбетов-то говорил, но его непосредственные подчиненные, получается, иначе думают. Даже договоры с «Рахимжан Петролеум» подписывал не Тасмагамбетов, а его заместитель!..

Странно, когда сами хозяева стоянок хотят строить паркинги – «красная линия» присутствует. Как только появляется некая частная контора – «красные линии» непостижимым образом исчезают. Загадка природы или тайные игры алматинских чиновников?

Между прочим, договоры акимата с таинственной конторой «Рахимжан Петролеум» выглядят более чем удивительно. Согласно тексту акимат изымает земельный участок для государственных надобностей и передает его в собственность застройщику для строительства объекта. Понятно, что мэрия из чистых и благородных побуждений отдает землю новому частному предпринимателю, отняв ее у другого. К таким трюкам мы уже привыкли. Но!

Из договора неясно: а какой именно объект будет строить «Рахимжан»? – Собачью будку, казино, супермаркет, баню, автопаркинг или пивной ларек? Хотя собачья будка или пивной ларек на «красной линии» еще куда ни шло.

Впрочем, по мнению руководителей автостоянок, существует еще один вариант: «Рахимжан Петролеум» просто перепродаст выделенные участки третьим лицам. Поскольку, по словам одного уже экс-автостояночника, во-первых, «Рахимжан Петролеум» никогда не занималась строительством. И, во-вторых, на принадлежащей некогда ей территории уже командует другая фирма, которая вовсе не собирается возводить там ни паркинг, ни собачью будку, ни казино. И, стало быть, это всего лишь очередная операция акимата по передаче госземли в частные руки.

К слову, один из владельцев стоянки, внимательно изучив все документы, задался резонным вопросом: а был ли тендер на строительство паркингов? Полуторамесячное блуждание в темных коридорах власти привело его в кабинет, где товарищу внятно объяснили, что провести тендер просто не успели. А попытка гражданина найти офис столь солидной компании (согласитесь, построить только в одном районе мегаполиса 21 автопаркинг – не сарай, не жилой дом! – должна солидная и авторитетная организация) завершилась ничем. Хотя именно этот адрес значится на последней странице договора между акиматом и директором «Рахимжан Петролеум» господином Сидельковским В. С.

Как утверждают хозяева стоянок, сотрудники финансовой полиции, заинтересовавшись этим детективом, были немало удивлены, обнаружив в этом решении акимата немало правонарушений. А когда сотрудники нашей редакции попытались получить комментарий к ситуации в городском департаменте архитектуры и градостроительства, некий чин прямо заявил нам, что устно никто ничего комментировать не станет. Зато милостиво разрешил выслать запрос в письменном виде, на который мы получим ответ в течение месяца…

Знаете почему? Потому что в этом детективе только идиот не увидит явных нарушений действующего законодательства. Примеры? Да пожалуйста!

Арендатор имеет преимущественное право покупки арендуемого им участка – в случае, если хозяин собирается его продать. В этом случае арендаторов никто не спрашивал. Их вообще не слушали. Их просто решили «наклонить» силой. А городская власть – это, конечно, сила.

Изъять землю у арендатора можно по разным причинам, но ни одна причина в этом случае не подходит. Ну и что: власть – это сила.

Государственная нужда в паркингах? Кто спорит, что они нужны? Но почему участки передают третьим лицам, в то время, когда арендаторы сами предлагают строить там эти злосчастные паркинги? Может, потому что стоимость земли в этом престижном районе в случае перепродажи выглядит очень «вкусной»?

При испрашивании земельного участка для строительства чего-либо создается специальная комиссия из депутатов местного представительного органа и других официальных лиц, которая и решает, как с ним поступить. После чего объявляется тендер. А зачем, есть заместитель акима? Который – тоже сила …

В ближайшие дни межрайонный экономический суд должен вынести свое решение по этим вопросам. Между тем владельцы стоянок не уверены в том, что Фемида будет слепа: она, по их мнению, как обычно, очень хорошо видит, откуда ветер дует, и откуда уши растут.

Но стояночники останавливаться не собираются. По их словам, они намерены биться до конца…

От редакции

А чему удивляться? Не так давно наше правительство проводило тендер на право управлять пакетом акций ОАО «Экибастузская ГРЭС-2». Три претендента – Евразийская промышленная ассоциация, компания Access Industries и АО «Казахстанские коммунальные системы» представили практически одинаковые программы. Причем отечественный инвестор предложил еще и дополнительные инвестиционные возможности по модернизации текущего оборудования станции и варианты поиска путей финансирования за счет займов Европейского банка реконструкции и развития и пенсионных фондов Казахстана, что практически осталось не замеченным тендерной комиссией…

После чего тендер неожиданно отменили.

Заметим, речь шла о крупнейшей энергетической станции Казахстана. А тут какие-то стоянки и паркинги. Мелочь! Вот только люди – граждане Казахстана и рядовые налогоплательщики – никак не могут понять: почему зачастую в таких ситуациях побеждают не здравый смысл, логика и интересы государства, а нечто другое, далекое от всего этого?

Наши попытки узнать точку зрения ТОО «Рахимжан-Петролеум» успехом не увенчались. По указанному номеру телефона, который оказался зарегистрированным на ТОО РВС, ответила девушка, заявившая, что не компетентна отвечать на какие-либо вопросы.

– Оставьте ваши координаты, руководство придет и обязательно перезвонит вам, – заявила она.

– С вами обязательно свяжутся до пяти часов, – был следующий ответ.

– К сожалению, сегодня ничего не получится. Придется подождать до следующей недели. Я связаться с руководством никак не могу, хотя и понимаю, что это в наших интересах, – неудавшийся диалог пришлось завершить на такой печальной ноте.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter