Прямой эфир Новости спорта

Минздрав пообещал обеспечить компьютерами все медучреждения страны до 2021 года

При этом до конца 2018 года будут компьютеризированы медицинские учреждения в городах и районных центрах, до конца 2021 года – в сёлах.

До 2021 года все медицинские учреждения страны будут обеспечены компьютерами. Об этом во время выступления на семинаре "Цифровизация здравоохранения" сообщил директор департамента цифровизации Министерства здравоохранения РК Бейбут Есенбаев.

Рассказывая о преимуществах цифровизации в системе здравоохранения и внедрении электронных паспортов здоровья, Есенбаев отметил, что прежде чем вводить эти новшества в Казахстане повсеместно, необходимо чётко обозначить термины, связанные с ними и законодательно прописать некоторые обязательства, которые будут возложены на врачей.

"Сейчас, к сожалению, цифровизация здравоохранения нигде нормативно не регламентирована. Нам нужно прописать в законе, что такое электронный паспорт здоровья или электронная видеоконсультация, разрешает ли пациент хранить информацию о себе в электронном формате, кто имеет доступ к ней, кто отвечает за её сохранность и так далее. Важно, чтобы каждый врач понимал, что если он ввёл данные, заверил их своей электронной подписью, и завтра, например, произошла их утечка, именно он понесёт ответственность. Всё это будет отмечено в отдельном разделе в новой версии Кодекса о здоровье народа", – отметил Бейбут Есенбаев.

Для того, чтобы врачи более наглядно понимали, с какой системой им предстоит иметь дело, уже в этом году будут организованы специальные обучающие курсы. В 2018 году навыки работы с медицинскими информационными системами получат свыше 78 тысяч человек, в 2019 году – свыше 27 тысяч. Это около 60% всех медицинских работников страны.

Бейбут Есенбаев отметил, что в несомненных лидерах, успешно внедривших медицинскую информационную систему, значится Карагандинская область. На этот уровень выходит и Западно-Казахстанская область. В числе аутсайдеров Астана и Алматы. Это связано с большим числом населения в этих городах и стремлением местных управлений здравоохранения внедрить уже идеально отработанную систему.

Заместитель руководителя Управления здравоохранения Карагандинской области Аскар Хорошаш рассказал, что их успех связан с ранней и повсеместной реализацией цифровизации и высоким уровнем квалификации местных врачей.

"Цифровизировать сферу здравоохранения мы начали в 2015 году: провели анализ информационных поставщиков, изучили международный опыт, начали первые проработки. В 2016 годом перевели в единую информационную систему всю амбулаторно-поликлиническую службу, в 2017 году все стационары", – отметил заместитель руководителя Управления здравоохранения Карагандинской области Аскар Хорошаш.

По словам представителя ведомства, в процессе реализации этого проекта они столкнулись с типичными трудностями. Это низкая интернет-активность граждан, большое количество в регионе людей пенсионного возраста, многие из которых не признают мобильные телефоны, отсутствие широкополосного интернета в сёлах и нежелание отдельных частных медицинских организаций интегрироваться с единой информационной системой. Кроме этого, не все врачи с готовностью восприняли грядущие изменения в их работе.

"На данный момент цифровизация охватила 100% медицинских учреждений Карагандинской области на уровне центральных районных больниц, а также некоторые врачебные амбулатории. Достигнут полный охват пациентов. Пользователей мобильного приложения меньше, сейчас их около 90 тысяч. Однако еженедельно мы прирастаем еще 7–10 тысячами пользователей", – подчеркнул Хорошаш.

Для того, чтобы популяризировать эти нововведения среди населения, управление здравоохранения организовало во всех поликлиниках, как правило при регистратурах, специальные информационные посты, где можно получить сведения, как пользоваться приложением, какие возможности оно открывает. Кроме этого, размещены обучающие ролики в интернет-пространстве и на телевидении.

По мнению заместителя руководителя управления здравоохранения Карагандинской области, введение этих новшеств позволило разгрузить регистратуры и избавить медучреждения от очередей. Ведь многие стали записываться на приём онлайн.

"Конечно, остались люди которые привыкли записываться на приём традиционным методом – через колл-центр, регистратуру, кассы-24. Для них поход в поликлинику – определенный ритуал, дополнительная возможность завести знакомых, поговорить с кем-то", – отметил Аскар Хорошаш.

По мнению директора Центра информационных технологий "Даму" Натальи Киль, единая медицинская информационная система значительно облегчит работу и врачей.

"Система воспринимается врачами по-разному, но в большинстве случаев положительно. Есть люди пожилого возраста, которые охотно и активно работают с этой системой. Ведь им, в силу их возраста, проще наговорить диагноз или показание на телефон, чтоб затем речевой детектор перевёл его в текстовой вариант, чем написать. Молодежь также воспринимает её достаточно доброжелательно. Для них гаджет, планшет или компьютер – довольно привычные инструменты", – рассказала директор Центра информационных технологий "Даму" Наталья Киль.

Она также добавила, что вводить возможность обратной связи, с помощью которой казахстанцы смогут сообщать о своих недомоганиях врачу напрямую рано, поскольку медицинские работники могут быть попросту завалены неоправданными и порой даже пустяковыми обращениями.

"Не секрет, что услугами скорой помощи пользуются так, будто это вызов врача на дом. Ни в одной стране мира такого не происходит. Наше население полагает, что всё должно им государство. На самом деле, мы сами должны отвечать за себя: вести здоровый образ жизни, выполнять все необходимые мероприятия – проходить скрининги и профилактические осмотры, чтобы поддерживать здоровье на должном уровне", – считает Наталья Киль.

Директор центра отметила, что комплексная медицинская система "Damumed", относящаяся к её центру, доступна пациентам в 13 регионах нашей страны. Активнее всего её используют жители Карагандинской, Костанайской, Акмолинской, Мангыстауской, Южно-Казахстанской областей.

"Сегодня рынок медицинских информационных систем довольно живой, есть конкуренция. Многие компании придерживаются сервисной модели и предоставляют систему в аренду, взимая плату за каждое рабочее место. В среднем одно рабочее место обходится в 2-5 тысяч тенге в месяц. Таким образом поликлиника тратит на эту систему 200-300 тысяч тенге в месяц", – заключил Аскар Хорошаш.

В феврале 2017 года Министерство здравоохранения РК заявило, что электронные паспорта здоровья, которые позволят раньше диагностировать заболевания, а также приглашать пациентов в поликлиники на профосмотры индивидуально, будут внедрены в 2018 году.

"Сегодня у нас, к сожалению, значительная часть медицинских организаций ещё не перешла на электронный формат. В связи с этим мы реализуем ряд инвестиционных проектов. В частности, это создание единой интеграционной формы, где будет у каждого гражданина электронный паспорт здоровья и со следующего года все записи, начиная с рождения ребёнка и далее, будут храниться в этом электронном паспорте", – сказал Елжан Биртанов.

Он пояснил, что каждый казахстанец и медицинский работник будут иметь свой личный онлайн-кабинет.

"Платформа позволит всем государственным и частным клиникам интегрировать свои корпоративные и информационные системы и работать по принципу единого окна", – отметил министр.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров