Мажилис одобрил законопроект, устанавливающий единые правила закупок для 250 нацкомпаний

Регулирование закупок госпредприятий, АО, ТОО при исполнительных органах предлагается сохранить в рамках Закона "О государственных закупках".

Мажилис одобрил в первом чтении законопроект о закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора.

Законопроект состоит из пяти глав и 18 статей, которыми регламентированы базовые положения, касающиеся основных принципов, способов осуществления закупок, ограничений, контроля и обжалования проведения закупок субъектами квазигосударственного сектора.

"Разработанным законопроектом предлагается регулировать закупки фонда "Самрук-Казына" и иных национальных холдингов и национальных компаний. Таким образом, законопроектом будут охвачены более 250 национальных компаний с учётом их дочерних организаций на сумму около 3,4 трлн тенге. При этом регулирование закупок госпредприятий, АО, ТОО при центральных и местных исполнительных органах предлагается сохранить в рамках Закона "О государственных закупках", – сообщил министр финансов Ерулан Жамаубаев.

По его словам, по результатам положительной правоприменительной практики будет рассмотрен вопрос регулирования всех субъектов квазигосударственного сектора в рамках единого закона.

Он добавил, что нормы, детализирующие процесс проведения закупок, предлагается регламентировать на уровне правил.

"Утверждение правил закупок фонда "Самрук-Казына" предлагается сохранить в ведении фонда по согласованию с Министерством финансов.  Это обусловлено спецификой деятельности фонда и его статуса, а также необходимостью сохранения инвестиционной привлекательности компаний фонда при проведении IPO и иных формах приватизации. Кроме того, гибкое регулирование закупок национальных управляющих холдингов и национальных компаний обосновано тем, что у них разные цели и направления деятельности", – отметил Ерулан Жамаубаев.

Законопроект направлен на:

  • внедрение нового способа закупок путём создания электронного магазина;
  • обеспечение электронного формата заключения договоров в условиях функционирования базы данных на товары, содержащей сведения о сложившихся средних ценах;
  • предоставление срока потенциальному поставщику для возможности им обжалования итогов закупок, в течение которого не допускается заключение договора.

1 марта 2021 года было проведено совещание под председательством спикера мажилиса Нурлана Нигматулина с участием депутатов палаты, руководства и членов правительства, председателя правления и представителей фонда "Самрук-Қазына" и председателя правления НПП "Атамекен". По итогам совещания были инициированы поправки, направленные на:

  • установление исчерпывающего перечня случаев, при которых нормы законопроекта не будут распространяться;
  • предоставление централизованными службами по контролю за закупками мотивированных обоснованных ответов заявителю в конкретные сроки при обжаловании им процессов закупки;
  • исключение истребования заказчиком дополнительных документов от поставщиков после подачи и вскрытия ими конкурсной документации;
  • определение предельного срока в 30 дней для полной оплаты по исполненным договорам о закупках в целях защиты интересов поставщиков.

Кроме того, внесены поправки по приведению в соответствие с действующим законодательством и требованиями юридической техники, а также отдельные нормы, уточняющие  и улучшающие содержание законопроекта. 

На заседании мажилиса Нурлан Нигматулин попросил министра финансов до второго чтения конкретизировать условия и основания включения в электронный реестр недобросовестных поставщиков. По словам депутата Сергея Симонова, в законе о госимуществе было предусмотрено формирование реестра недобросовестных участников закупок в информационной системе электронных закупок. Статья 186 закона регламентировала случаи, когда потенциальный поставщик попадал в этот реестр: 

  • Когда он был определён победителем, но уклонился от заключения договора о закупках. В этом случае он попадает в реестр на основании решения централизованной службы по контролю за закупками.
  • Когда предоставил недостоверную информацию по квалификационным требованиям и документам, влияющим на конкурсное и ценовое предложение.
  • Когда не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по заключённым договорам.

"Во втором и третьем случаях поставщик попадает в реестр по решению суда при наличии конкретных основании. Теперь же законопроектом данная статья исключается. Закреплено, что формирование и ведение такого реестра будет на уровне правил. Не раскрывается, кто и по каким основаниям будет формировать электронный реестр недобросовестных поставщиков", – сказал депутат.

"Основания будут регламентированы подзаконными актами, которые будут формироваться Минфином. На этих же основаниях будет формировать непосредственно центральная служба, которая отвечает за контроль по закупкам. Там будет чёткий критерий, который будет определять предпринимателя, и по этому критерию поставщики будут направляться в список. Мы рассматриваем вопрос коллегиального рассмотрения, в том числе с участием Минфина, чтобы предприниматель не попадал в чёрный список сразу", – сказал Ерулан Жамаубаев.

Председатель мажилиса Нурлан Нигматулин отметил, что палата поддерживает инициативу упрощения механизма формирования реестра, но этот механизм должен быть ясным и понятным.

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

 Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Новости партнеров