Прямой эфир Новости спорта

Льготное автокредитование в Казахстане пока существует. Нужно ли оно и можно ли сегодня им воспользоваться

Банки заверяют, что программа работает, но встать в очередь пока не получится.

Что случилось. Льготные автокредиты через Фонд развития промышленности стали недоступными, но Министерство индустрии и инфраструктурного развития настаивает на том, что программа всё ещё действует: заём можно получить по линии Банка развития Казахстана. Informburo.kz получил ответы от всех банков-участников и выяснил, что в очередь на получение автокредита встать не получится, а когда это станет возможным – неизвестно. 

Контекст. В июне глава МИИР Марат Карабаев неожиданно для всех в кулуарах Акорды сообщил, что возвращённые по револьверной системе деньги по программе льготного автокредитования через Фонд развития промышленности направят не на её продолжение, а на покупку автобусов. Месяцем ранее он уверенно говорил, что программа возобновится, надо лишь подождать возврата средств. В тот же день министерство созвало пресс-конференцию для журналистов. Заместитель министра индустрии Ильяс Оспанов объяснил, что автобусами ежедневно пользуются 9,2 млн казахстанцев, а удовлетворить высокий спрос в льготных кредитах при ограниченности средств не получится. Вместе с тем в МИИР настаивали, что льготное автокредитование всё ещё действует, ведь программу по линии БРК не закрывали, она ещё будет работать. 

БРК: Кредиты выдаются каждый месяц. В банке напомнили, что программу льготного автокредитования запустили в 2015 году. При этом организация проводит мониторинг целевого использования средств: банки еженедельно отчитываются об этом. 

"В рамках программы по линии БРК к 1 июня начиная с 2015 года выдали 33 774 льготных автокредита на общую сумму 191 млрд тенге. Среднемесячное количество выданных займов с начала 2023 года составляет 240 кредитов. Факты выдачи льготного автозайма фиксируются договорами между банками и заёмщиками-физическими лицами. С начала 2023 года в среднем заключается около 240 договоров в месяц. По отчётам банков, кредиты по программе выдаются каждый месяц за счёт возвращаемых по револьверному механизму средств", – сообщили в БРК.

Срок действия программы связан с принятыми банком обязательствами по возврату привлечённых средств. Возврат средств продлится с 2024 по 2037 год. После возврата средств программу завершат. 

Банки заявки не принимают. Корреспондент Informburo.kz cвязался с банками, которые участвуют в программе автокредитования по линии БРК. Практически во всех банках сообщили, что пока не принимают новые заявки на льготные автокредиты, при этом займы выдают по мере возврата средств.

Чтобы прочитать ответ каждого банка, нажмите на название:

АО "ForteBank"

АО "Евразийский банк"

АО "Банк ЦентрКредит"

АО "Народный банк Казахстана"

"Льготные автокредиты ломают рыночный механизм". Экономист Арман Бейсембаев поддержал решение МИИР, назвав его "возвратом к нормальности", а существование льготного автокредитования он назвал неправильным. 

"Изначально это было плохое решение. Почему льготное автокредитование? У нас автомобиль входит в какие-то базовые потребности? Если нет, значит, эту вещь нужно покупать по рыночным ценам. И даже если люди хотят купить автомобиль в кредит, то нужно приобретать по рыночным ставкам, а когда вы начинаете выдавать практически бесплатные деньги при том, что у вас огромная ставка (базовая. – Авт.), вы ломаете рыночный механизм", – считает Арман Бейсембаев. 

Он также убеждён, что автомобиль не является предметом первой необходимости. 

"Всё должно зависеть от твоего благосостояния: можешь позволить себе автомобиль – значит, у тебя он будет. Но финансировать авантюрные затеи за счёт денег налогоплательщиков... С точки зрения градостроительства и градообразования, намного удобнее и правильнее финансировать общественный транспорт. Автомобиль – это привилегия. Приоритет должен быть на стороне общественного транспорта", – подчеркнул эксперт.

Арман Бейсембаев отметил, что государство должно заниматься проблемами общественными, а не узкой прослойки населения. По его прогнозам, отмена программы повлияет лишь на рост спроса на вторичном рынке автомобилей. 

Эксперт также объяснил, что ставки по кредитам зависят от базовой ставки Национального банка, которая на сегодняшний день превышает 16%. Если будет снижаться инфляция, то и базовая ставка будет меньше. Но в условиях высокого спроса, триггеров для роста инфляции в виде льготных кредитов этого не произойдёт, считает Арман Бейсенбаев. 

"Льготные кредиты разгоняют инфляцию". Экономист Владислав Туркин также считает, что льготное автокредитование влияет на рост инфляции. 

"Это разгоняет инфляцию по каналу того, что эти деньги идут за счёт государственного бюджета, который у нас и так дефицитный. То есть речь не идёт о перераспределении средств экономики, а о дополнительном впрыске денег в экономику, причём достаточно дешёвых. Дополнительные деньги, неподкреплённые реальными возможностями экономики, – это всегда равно росту инфляции", – сказал эксперт. 

Он отметил, что недоступность льготного автокредитования не приведёт к кризису, люди всё равно будут покупать машины, но по рыночным ставкам. Суммы в разрезе всей экономики не такие большие, поэтому это никак не повлияет на неё.

"Рынок должен быть именно рынком, не должно быть этого "костыля" по нерыночным ставкам, то есть спрос в любом случае будет оставаться, люди будут хотеть приобретать автомобили. Да, уберётся некая излишняя составляющая, спрос будет, но по рыночным ставкам, уберётся избыточный ажиотаж на рынке автокредитования", – подчеркнул Владислав Туркин. 

Как теперь купить авто при невысокой зарплате. Владислав Туркин не рекомендует сейчас приобретать машину в кредит.

"Самая главная рекомендация – это копить на приобретение авто, ждать ситуации стабилизации ситуации с инфляцией, смотреть на ставки, не покупать автомобиль, когда эта покупка может привести к дальнейшей неплатёжеспособности. Автомобиль – не средство первой необходимости, к этому я бы больше отнёс обеспечение жильём для малоимущих, автомобиль, по мне, не является таким средством. Если человек хочет купить автомобиль, он должен копить и как-то экономить, управлять своими сбережениями, учиться финансовой грамотности, как управлять ими на фондовом рынке, на банковском. Процентная ставка – 20%, сейчас я бы отговаривал брать машину в кредит, а посоветовал бы ждать стабилизации ситуации с инфляцией", – порекомендовал Владислав Туркин. 

Почему это важно знать. Решение МИИР о перенаправлении средств стало неожиданностью для многих казахстанцев, некоторые надеялись при появлении возвратных денег успеть быстро подать заявку через онлайн-платформу. Однако госорган резко поменял своё решение, не обсудив его предварительно с общественностью.

Кроме того, и банки, и министерство настаивают на том, что программа от БРК работает, но при этом желающие не могут подать заявки, а очередь уже давно сформировали. Вокруг формирования этих очередей также высказываются скептические мнения, что процесс выстроен непрозрачно. Вместе с тем остаётся вопрос: зачем было первоначально запускать программу, которая не покроет спрос населения, не улучшит его благосостояние, при этом окажет негативное влияние на инфляцию и экономику.

Новости партнеров