Прямой эфир Новости спорта

"Кредитные помогайки": как защититься от нового вида мошенничества?

Злоумышленники придумали новые схемы обмана доверчивых казахстанцев.

В Казахстане появились "кредитные помогайки", которые обманывают граждан, предлагая посреднические услуги при оформлении займов или обналичивании товарных кредитов. Новые схемы обмана основываются на доверчивости жертв – люди добровольно передают мошенникам свои персональные данные, сообщает Fingramota.kz.

"У вас плохая кредитная история? Поможем быстро оформить кредит от 200 тысяч до 3 млн тенге, без залога и предоплаты, высокий процент одобрения", "Вам срочно нужны деньги? Оформите товар в рассрочку, а мы его выкупим по хорошей цене" – объявления с таким содержанием мошенники размещают в социальных сетях, в основном в Instagram, создавая фейковые аккаунты-однодневки.

С пользователями, которые откликнулись на объявления, "посредники" общаются в мессенджерах. При этом злоумышленники предпочитают вести переписку посредством WhatsApp, где есть режим исчезающих сообщений, и действуют по одной из двух схем.


Первая схема: оформление кредита наличными

Интернет-мошенники якобы для оформления займа узнают у потенциальной жертвы необходимую сумму кредита и личные сведения: данные документа, удостоверяющего личность; полные реквизиты платёжных карточек; номера счетов. Злоумышленников особенно интересует, есть ли у граждан личные кабинеты на популярных ресурсах онлайн-кредитования. 

Мошенники делают всё возможное, чтобы получить доступ к личным кабинетам граждан со своих устройств. "Взломав" личный кабинет, мошенники с лёгкостью могут изменить мобильный номер, привязанный к онлайн-сервису, и указать вместо него свой номер, зарегистрированный на подставных лиц. 

В случае одобрения микрокредита мошенники просят заёмщиков перевести всю сумму займа или её часть на баланс указанного ими номера телефона – якобы чтобы досрочно закрыть полученный заём и направить новую заявку. Также мошенники обманом получают персональные и платёжные данные заёмщиков – а значит, и доступ к их онлайн-банкингу (например, через приложение AnyDesk).

Зачастую мошенники нанимают так называемых дропперов – пособников, которые переводят незаконно полученные деньги между разными счетами. При этом мошеннические переводы могут совершаться в разных странах и от имени разных людей. Таким образом заёмщик остаётся у разбитого корыта – без денег и без доказательств того, что он доверился мошенникам.


Вторая схема: оформление товарных кредитов

Получив персональные данные заёмщиков, которые откликнулись на объявления "кредитных посредников", мошенники со своих мобильных телефонов и с использованием номеров, зарегистрированных на подставных лиц, на сайтах продавцов электроники выбирают товар и с помощью заёмщика оформляют его в кредит или рассрочку. При этом злоумышленники указывают свои номера, куда приходят SMS-коды для рассмотрения заявки. Изобретательные мошенники также указывают способом доставки либо самовывоз из магазина, либо доставку курьером по указанным ими адресам. 

Получив одобрение займа, злоумышленники сообщают своим жертвам, что у них не получилось оформить товарный кредит, или же они оформляют несколько товаров, а своему "клиенту" передают только один. При выдаче товаров мошенникам поступает SMS-код, который они сообщают работнику магазина или курьеру. Получив товар, мошенники с помощью подставных лиц стараются его побыстрее реализовать, а на связь с заёмщиком, разумеется, уже не выходят.


Что делать, если вы стали жертвой мошенников?

Если вы пострадали от действий "кредитных посредников", следует:

  • незамедлительно обратиться в правоохранительные органы;
  • обратиться в банк, чтобы заблокировать свои карточки;
  • поменять пароли от личного кабинета в банковском приложении и на онлайн-сервисах по оформлению микрокредитов.

Раз в квартал проверяйте свою кредитную историю – так вы убедитесь, что мошенники не оформили на ваше имя фиктивный заём. Персональный кредитный отчёт можно получить в кредитных бюро, в ЦОНах или на сайте egov.kz. По закону один раз в календарный год персональный кредитный отчёт можно запросить бесплатно.


Соблюдайте простые правила безопасности, чтобы уберечь свои данные от финансовых мошенников

Не верьте посредникам, которые предлагают оформить банковские займы или микрокредиты на выгодных условиях, не давайте денежного вознаграждения за оформление кредита. Обращайтесь за займами и микрокредитами напрямую в банки или микрофинансовые организации.

Не передавайте посторонним через WhatsApp, Telegram, Viber и другие мессенджеры информацию о себе и своей карте: пароли, логины, коды и другие личные данные. Если с вами связался якобы менеджер банка или МФО и сообщил о мошеннических атаках на ваш счёт, попросил перевести деньги на "безопасный" счёт, оформить "зеркальный" кредит или снять средства через банкомат, завершите разговор.

Запомните: представители финансовых организаций не звонят первыми и не пишут через мессенджеры, чтобы выведать ваши персональные данные, и тем более не предлагают посреднические услуги. Не переходите по фишинговым ссылкам.

При открытии счёта или карты подключите услугу SMS- или push- уведомлений об операциях. Пароли в мобильном банковском приложении, а также для почты и аккаунтов в соцсетях должны быть разными.

Расскажите об этих правилах своим близким и пожилым родственникам, чтобы защитить их от интернет-мошенников.

Новости партнеров