Прямой эфир Новости спорта

Контрактник против срочника

Верховный Главнокомандующий Нурсултан Назарбаев на минувшей неделе в Ак Орде заслушал министра обороны Адильбека Джаксыбекова о принимаемых им мерах по повышению боеготовности армии, укрепления дисциплины, улучшению её технической оснащённости и быта. Особое внимание было обращено на вопросы формирования мобилизационных резервов и повышения качества срочной службы. Остался ли Елбасы доволен работой оборонного ведомства и кратким отчётом его гражданского руководителя? Что конкретно поручил ему сделать в ближайшее время? На что нацелил?

Верховный Главнокомандующий Нурсултан Назарбаев на минувшей неделе в Ак Орде заслушал министра обороны Адильбека Джаксыбекова о принимаемых им мерах по повышению боеготовности армии, укрепления дисциплины, улучшению её технической оснащённости и быта. Особое внимание было обращено на вопросы формирования мобилизационных резервов и повышения качества срочной службы. Остался ли Елбасы доволен работой оборонного ведомства и кратким отчётом его гражданского руководителя? Что конкретно поручил ему сделать в ближайшее время? На что нацелил?

Помощник президента – секретарь Совбеза Кайрат Кожамжаров и первый заместитель министра обороны – начальник Генерального штаба ВС РК генерал-полковник Сакен Жасузаков тоже были вызваны на ковёр к президенту и тоже перед ним держали ответ. Кстати сказать, «путь дальнейшего реформирования Вооружённых сил» разрабатывал лично Сакен Жасузаков. Выступая недавно перед журналистами, он громогласно заявил, что Министерство обороны «в ближайшие два года планирует завершить процесс перехода армии на профессиональную основу». То есть к 2016 году 99% армии будут составлять военнослужащие-контрактники и всего лишь 1% – солдаты-срочники.

Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ

– В целом по линии Минобороны у нас осталось где-то около 12 тысяч солдат срочной службы. Мы этой осенью увольняем около 6 тысяч и набираем всего 1,5 тысячи, – говорит генерал-полковник Жасузаков. – И весной следующего года уволим в запас ещё 6 тысяч и снова наберём не больше 1,5 тысячи срочников. Со временем и эти полторы тысячи призывников будут уменьшены до 500 человек. Я думаю, что к 2016 году 99% армии будут составлять одни профессионалы!

Пока же наша армия комплектуется по смешанному принципу: в Вооружённых силах служат как солдаты срочной службы, так и военнослужащие по контракту. При этом контрактников пока только 65%.

– Если призывник имеет высшее образование, то через полгода он имеет право перейти на контрактную службу, если средне-специальное или просто закончил общеобразовательную школу – через год, – продолжает Сакен Жасузаков. – Сейчас все военнослужащие по контракту имеют достойную заработную плату, солидный социальный пакет и полностью обеспечиваются жильём. Офицеры, сержанты и рядовые, которые служат меньше 10 лет, получают денежную компенсацию за аренду жилья. В отдалённых гарнизонах строятся дома для военных. К примеру, в следующем году будет построено 500 домов. Министерство обороны планирует до 2017 года обеспечить жильём всех военно-служащих.

НЕ БИТЬ, НЕ СПАТЬ, КОСИТЬ, КОСИТЬ...

За день до встречи с президентом министр обороны Адильбек Джаксыбеков сам проводил военную коллегию и тоже давал подчинённым генералам «командирские установки»: не бить солдат, не воровать, не «спать на посту», всемерно повышать боеготовность войск. То есть призывал с трибуны всех, кто носит погоны, не «шутить с огнём».

Первым на военной коллегии МО РК выступил начальник Генштаба Сакен Жасузаков. Кроме вопросов укрепления боеготовности и дисциплины он неожиданно поднял тему «офицерского приспособленчества». Похоже, за живое генерала задело одно очень «нездоровое обстоятельство». Он недоумевает, почему офицер лет 20 служит и у него со здоровьем всё «в пределах нормы», но стоит его попытаться перевести в какой-нибудь отдалённый гарнизон из столицы, так всё – он уже «никуда не годен». За день умудряется такой офицер уволиться из армии и с превеликим удовольствием отправляется отдыхать на гражданку.

– Разве допустимо такое положение дел? Куда всё это время смотрели тогда члены ВВК во главе с её председателем? – вопрошает генерал-полковник. – Проглядели или проморгали приспособленца? Почему раньше не беспокоились о его здоровье? Соответствующие меры не принимали.

Или почему по сводкам какая-нибудь бригада в Региональном командовании считается лучшей из лучших, но когда министр обороны приезжает её хорошенько «встряхнуть» и находит там недостатки, то она тут же переходит в разряд худших? Почему происходит такая резкая смена оценок?

Адильбек Джаксыбеков, внимательно выслушивая доклад своего первого зама, несколько раз прерывал его речь, вставляя свои «весомые комментарии»: почему начальники департаментов и главных управлений, главнокомандующие видами войск, командующие родами, войсками региональных командований не занимаются своим личным составом в полную меру сил и возможностей? Почему допускают правонарушения и гибель военнослужащих в мирной обстановке? Почему зачастую сами не являются примером для подчинённых и грубят?

Впрочем, присутствовали на коллегии и такие офицеры, кто от министра обороны заслужил не просто «порицание» – откровенную «порку» (фамилии их называть пока не станем. Все они обещали министру обороны непременно «исправиться» и впредь не допускать каких-либо нарушений).

Были и такие, кто получил на совещании «кусочек халвы». В частности, Адильбек Джаксыбеков был доволен работой департамента организационно-мобилизационной работы во главе с полковником Бахытом Мухамеджановым. Значит, его подчинённые на местах не плохо сработали. Не подвели своего астанинского шефа.

Заместитель министра обороны генерал-лейтенант Оказ Сапаров на заседании коллегии выступал вторым и в основном говорил об оснащённости ВС техникой и вооружением. Нерешённых проблем и здесь пока немало. Откровенное старьё списывается со скрипом. Ржавая боевая техника, отслужившая лет по 40, отвлекает внимание командиров от решения современных задач. Новое взамен устаревшему поступает медленно...

Министр обороны и выступление генерала Сапарова прерывал репликами, и выступление полковника Таласова. Оказывается, в военно-учебных заведениях в последнее время почему-то «резко захромала дисциплина». Случай в Актюбинском высшем лётном институте, где первокурсник при загадочных обстоятельствах выпал из окна учебного корпуса, должен заставить командиров и начальников иначе взглянуть на вопросы психологии и воспитания. Во всяком случае министр обороны Адильбек Джаксыбеков вновь потребовал от офицеров «усилить и упрочить» все и вся.

По сообщению пресс-службы МО РК, вопросы обеспечения высокого уровня боевой и мобилизационной готовности войск, воинских частей и подразделений, их материально-технического обеспечения, укрепления воинской дисциплины и правопорядка останутся приоритетными задачами и в следующем году. Генеральному штабу поручено «продолжить укомплектование качественным офицерским составом и военно-служащими по контракту через развитие вербовочной системы».

– Особое внимание хочу обратить на приоритетные задачи, такие, как улучшение качественных параметров боевой подготовки на основе внедрения передовых форм и методов обучения, совершенствование подготовки кадров и системы военного образования, развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса согласно потребностям войск, – подчеркнул Адильбек Джаксыбеков.

Глава оборонного ведомства поставил задачу – продолжить работу по улучшению инфраструктуры военных городков, жилищных условий военнослужащих и членов их семей. Министр также обратил внимание на улучшение физической подготовки личного состава и развитие военно-прикладных видов спорта.

Адильбек Джаксыбеков пообещал предоставить отличившимся военнослужащим возможность получить достойное образование. С 1 сентября следующего года в Астану из Щучинска будет переведён Национальный университет обороны, в будущем планируется создать академию или институт сержантов. Через 8 лет службы офицеры и сержанты вправе получить образование за счет Министерства обороны и в зарубежных вузах.

– Это веление времени, потому что сейчас изменилось искусство ведения военных действий. Сегодня успех операции решают новые вооружения, технологии, техника. Для того чтобы владеть этим оружием и применять его, нужны специалисты высокого класса с соответствующей подготовкой, – в свою очередь, отметил начальник Генштаба ВС РК генерал-полковник Сакен Жасузаков.

Что касается солдат срочной службы, то их пока призывать всё равно будут. Только 100 % здоровых и преимущественно с высшим образованием. К примеру, только один департамент по делам обороны Алматы в этом году поставил «под ружьё» более 540 юношей. «От «покупателей» из войск – ни одного замечания по качеству призыва», – гордится начальник департамента по делам обороны Алматы полковник Бауржан Лекеров. – Недавно мы полевые сборы с акимами провели. Организовали выезд на полигон, где они смогли и пострелять, и поводить боевую технику. Ощутили себя в солдатской шкуре. Посмотрели, чем армия современная дышит, кто в ней службу сейчас проходит, что необходимо делать для того, чтобы улучшить условия. Полезные были сборы. У акимов на многие вещи глаза открылись. Они ведь тоже в призывных комиссиях заседают...

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров