Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием народу Казахстана

Основная часть Послания посвящена социально-экономическому развитию страны.

Президент Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием народу Казахстана. Informburo.kz вёл текстовую трансляцию с совместного заседания палата парламента.

Основная часть Послания посвящена социально-экономическому развитию страны. Это уже второе Послание президента за текущий год. В марте глава государства предложил новую программу политических реформ, а также конституционные поправки, которые были приняты на республиканском референдуме.


12.11 – Ерлан Кошанов объявил совместное заседание парламента закрытым.

12.10 Президент завершил своё выступление.

12.08 – Токаев: Наши сегодняшние инициативы определят будущее Казахстана. Каждый день мы выбираем между старым и новым, стагнацией и развитием. Я призываю вас всех собраться ради нации. Если мы все сможем укрепить наше единство, если мы никогда не отступим от справедливости, мы будем процветающей страной.

12.07 – Токаев: Мы строим Справедливый Казахстан с открытой конкуренцией и равными возможностями для каждого. Принципиально важно осуществлять масштабные политические преобразования в режиме транспарентности, честности и взаимного доверия.  Публичное обнародование сроков и последовательности нового электорального цикла отвечает принципам открытости в принятии решений. Все эти шаги поэтапно наполняют реальным содержанием нашу главную формулу "сильный президент – влиятельный парламент – подотчётное правительство".

12.06 – Токаев: В рамках политической модернизации в нашей стране центральное место занимает развитие парламентаризма. Обновлённая Конституция задаёт совершенно новые стандарты политической системы с честными и открытыми правилами игры. Процедуры регистрации политических партий уже значительно упрощены. Заработают новые механизмы формирования парламента и маслихатов по партийным спискам и одномандатным округам. В целом, все институциональные изменения, предусмотренные конституционной реформой, необходимо законодательно завершить уже до конца года. Они приведут к увеличению количества политических партий, усилят политическую конкуренцию, будут способствовать появлению новой волны народных избранников. Избранные по старым лекалам представительные органы власти должны закономерно обновиться, пройдя через внеочередной электоральный цикл.

12.03 – Токаев: Предлагаю этой осенью провести внеочередные президентские выборы. Для успешной реализации коренных и комплексных реформ на пути к созданию справедливого Казахстана необходим новый доверительный мандат народа. Для меня интересы государства превыше всего. Поэтому я готов сократить срок своих полномочий и пойти на внеочередные президентские выборы. Также я много думал и пришёл к выводу, что необходимо пересмотреть продолжительность срока полномочий президента. Я рекомендую ограничить срок полномочий президента одним сроком в семь лет. При этом переизбрание запрещено.

12.01 Токаев: Политические реформы осуществляются по формуле "Сильный президент – влиятельный парламент – подотчётное правительство". Этот вывод является незыблемой основой нашего общества. Содержание реформ будет комплексным. Мы будем укреплять национальную солидарность и партнерство между государством и обществом. Очень важно придерживаться принципа "государство, которое прислушивается к голосу народа". Мы должны думать о том, чтобы мобилизовать страну на благое дело, а не раскалывать общество. В этом суть идеи справедливого Казахстана. Перед нами стоит особая задача. Это необходимо для сохранения суверенитета нашей страны и целостности нашей земли. Самый важный способ защитить нашу страну — это процветающее единство. Другого пути нет.

11.59 – Токаев: Большую угрозу здоровью нации несет растущее потребление синтетических наркотиков. Динамика резко отрицательная: за последние три года объем изымаемой из оборота "синтетики" вырос в 10 раз. Синтетические наркотики с каждым годом становятся дешевле и доступнее. Они практически беспрепятственно продаются через социальные сети, мессенджеры и даже доставляются на дом. С учётом масштаба этой крайне опасной социальной болезни борьба с производством и распространением синтетических наркотиков должна принять общенациональный характер. Поэтому необходимо разработать Комплексный план по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

11.57 – Токаев: Вопрос о квалификации семейного насилия как преступления обсуждается в обществе давно. Правоохранительные органы сомневаются в правильности этого предложения. Это связано с тем, что выявить такие бытовые ситуации непросто, а значит, и расследовать такие инциденты сложно. Однако домашнее насилие нельзя игнорировать. Думаю, пора ужесточить наказание за такие действия. Пострадавшие не должны бояться давления со стороны кого-то.

11.56 – Токаев: Нам как воздух нужно национальное единство. И те, кто участвовал в митингах, и сотрудники силовых структур — наши граждане. Они надеются не только на то, что суд будет справедливым, но и на то, что общество будет снисходительным. Государство снизило наказание гражданам, участвовавшим в январском инциденте, но не совершившим тяжкого преступления. Некоторые из нарушивших закон осознали свою вину и раскаялись в своих поступках. Я думаю, что лучше относиться к ним с прощением. Поэтому я принял решение объявить единовременную амнистию участникам январского события. Разумеется, амнистия не коснется основных деятелей, причастных к организации беспорядков, а также обвиняемых в государственной измене и попытке насильственной смены власти.

11.53 Токаев: Там, где происходят постоянные провокации, не может быть плюрализма и свободы слова. 

11.51 – Токаев: Ко мне несколько раз обращались правозащитники, представители ассоциации адвокатов. Говорили, что надо жёстко наказывать тех, кто подстрекает страну к беспорядкам. Это разумное предложение. Поэтому поручаю уполномоченным органам рассмотреть этот вопрос и принять конкретные меры. Мы должны строго пресекать любые открытые провокации и противоправные действия. Не уйдут от сурового наказания и люди, устроившие крамолу внутри страны и подстрекаемые к нарушению закона.

11.50 – Токаев: Надо сокращать участие государства в судебных процессах. Если два министерства по-разному понимают закон, то точку должно ставить правительство.

11.46 – Токаев: В обществе должно быть прочно установлено верховенство закона, а правосудие должно вершиться справедливо. В связи с этим необходимо срочно провести повторный отбор и обновление состава судов. Судьи должны быть высококвалифицированными, честными и свободными от коррупции. В первую очередь необходимо уравнять статус всех судей. Они не должны зависеть от вышестоящих коллег. Большинство должностей председателя суда заменено на должность судьи. Рекомендую ввести процедуру, при которой судьи сами выбирают кандидатов на должности председателя суда и председателя судебной коллегии. Необходимо ввести метод избрания судей Верховного суда путём выборов. Для этого президент должен выдвигать кандидатов в сенат на альтернативной основе. Необходимо создать финансовые условия для привлечения в эту сферу сильных юристов.

11.44 – Токаев: Акцент необходимо сделать на децентрализации системы государственного управления при одновременном повышении персональной ответственности политических служащих. Часть компетенций правительства следует передать министерствам – за конкретную отраслевую политику должен отвечать конкретный министр, а не "коллективный кабинет". Правительство же сосредоточится на решении межотраслевых вопросов.

11.41 Токаев: Политика в отношении иммиграции и внутренней миграции кардинально изменится. При этом следует учитывать демографические и экономические тенденции. Также очень важно руководствоваться национальными интересами. Основа сильной нации – люди. Самое главное, чтобы у наших граждан было крепкое здоровье и глубокое образование. Профессионализм и трудолюбие должны быть на вершине нашего общества. Я скажу это снова. Трудолюбивый человек, профессиональный специалист должен быть самым уважаемым человеком в нашей стране. Такие граждане будут развивать нашу страну.

11.40 – Токаев: Каждая семья должна получить реальную отдачу от использования национальных богатств страны. Поэтому считаю исключительно важным в рамках объявленного мною Года детей дать старт принципиально новой программе "Нацфонд – детям". Предлагаю отчислять 50% от ежегодного инвестиционного дохода Национального фонда на специальные накопительные счета детей до достижения ими 18 лет, без права досрочного снятия. По достижении совершеннолетия накопленные суммы будут направлены на приобретение жилья и получение образования. Эти средства дадут подрастающему поколению настоящую путевку во взрослую жизнь. Фонд действительно обретет статус национального и будет служить интересам народа. Учитывая необходимость тщательной проработки этого масштабного начинания, поручаю запустить проект с 1 января 2024 года.

11.39 – Токаев: Оказание всесторонней поддержки молодёжи является одной из основных задач нашего государства. В следующем году мы должны обеспечить работой 100 тысяч человек за счет различных мер, связанных с трудом. Предпринимательские инициативы молодёжи будут и впредь поддерживаться. Им будет предоставлен небольшой кредит с годовой процентной ставкой 2,5 процента. Эти меры способствуют наиболее гармоничному и справедливому обществу.

11.36 – Токаев: Государство внедрит новую методику определения минимальной заработной платы, которая позволит поэтапно увеличивать ее размер.  Мною принято решение поднять уровень минимальной заработной платы с 60 до 70 тысяч тенге. Это напрямую затронет доходы 1,8 миллиона граждан.   Предстоит существенно перезагрузить пенсионную систему. Следует последовательно довести минимальную базовую ставку пенсии до 70% от прожиточного минимума, а максимальную – до 120%. Вместе с ранее принятыми решениями это позволит к 2025 году увеличить совокупную пенсию в среднем на 27%.  Более того, учитывая широкий социальный запрос, планка пенсионного возраста для женщин будет до 2028 года зафиксирована на уровне 61 года. Необходимо разработать эффективную инвестиционную стратегию Единого накопительного пенсионного фонда.

11.35 – Токаев: По мере повышения качества отечественных вузов будет возрастать и стоимость обучения в них. Поэтому государство планирует выделять образовательные гранты, которые в зависимости от результатов ЕНТ и иных показателей будут дифференцированы по размеру – от 30 до 100%.  Будут предоставляться и льготные кредиты на обучение под 2-3% годовых. Указанные меры сделают высшее образование более доступным, а также укрепят в обществе идеологию партнерства и взаимной ответственности.

11.33 – Токаев: Глубоко убежден, что решающую роль в построении Справедливого Казахстана сыграют школьные учителя. Для повышения привлекательности этой профессии в последние годы государство сделало немало. Однако, в данном направлении все еще требуются положительные изменения.  Предстоит принять новый стандарт аккредитации педагогических вузов и выработать рамку компетенций педагога.  Учитывая глобальный научно-технический прогресс, важно усилить в старших классах преподавание предметов естественно-математического цикла и английского языка.

11.32 Токаев: Средства, возвращённые судом государству по делам коррупционеров, будут направлены на строительство школ.

11.31 – Токаев: Качество среднего образования – ещё одно важное условие становления успешной нации. Каждому ученику должны быть созданы благоприятные условия для всестороннего обучения и развития. Именно поэтому был запущен национальный проект "Комфортная школа". К 2025 году мы создадим условия для обучения в современных школах 800 тысяч детей. Таким образом, мы полностью решим проблему школы, работающей в режиме ЧП и обучающейся в три смены. Это значительно сокращает разницу между сельскими и городскими школами. В целом строительство школы должно быть одной из главных задач правительства и акиматов. 

11.30 – Токаев: Мною принято решение уже со следующего года начать реализацию национального проекта, нацеленного на нужды сельских жителей нашей страны. В течение двух лет будут построены и полностью оснащены медицинские и фельдшерско-акушерские пункты в 650 селах, в которых сегодня нет медучреждений. Тем самым государство обеспечит доступ к первичной медико-санитарной помощи более миллиону граждан.  В рамках нацпроекта 32 районные больницы будут модернизированы и преобразованы в межрайонные многопрофильные учреждения. В них появятся инсультные центры, отделения хирургии, реанимации и реабилитации. Это позволит повысить качество медицинских услуг для более чем четырёх миллионов граждан. Кроме того, получит развитие телемедицина, которая откроет доступ к квалифицированной помощи жителям отдалённых районов.

11.28 – Токаев: Главная ценность нашей страны – Человек. Это очевидно. Поэтому равное распределение национального богатства и равные возможности для всех являются основными целями реформы. Только при хорошем здоровье нации общество будет стабильно развиваться. Некоторая реформа была проведена в сфере здравоохранения. Тем не менее, его положение по-прежнему оставляет желать лучшего. Конечно, накопившиеся годами проблемы не решить сразу. Поэтому лучше сосредоточиться на решении наиболее важных вопросов. Одним из них является система финансирования. Неадекватное выделение средств в этот сектор стало нормальным явлением. Из-за этого, даже если люди подключаются к системе страхования, медицинские услуги не предоставляются в полном объеме. Сегодня медицинская помощь делится на две категории: гарантированная государством и страховая. Откровенно говоря, такая система менее эффективна.

11.27 – Токаев: Недостаток воды является серьёзным препятствием для устойчивого развития экономики страны. Теперь это стало вопросом национальной безопасности. Объёмы воды, поступающие извне, уменьшаются. Неэффективное использование этой воды ещё больше усугубляет ситуацию. 40% воды поглощается песком. В этой сфере есть много других проблем. В частности, очень обветшала инфраструктура, а также низкий уровень автоматизации и цифровизации. Нет научной базы, не хватает специалистов. Для решения этих проблем необходимо возродить работу Водного совета при правительстве, привлечь образованных специалистов. Для подготовки необходимых специалистов необходимо определить фундаментальное и сильное высшее учебное заведение в этой области. Должен быть разработан трёхлетний проект развития водного хозяйства.

11.26 – Токаев: Отдельно хотелось бы остановиться на деятельности комиссии по рекультивации неосвоенных земель. В рамках работы комиссии государству возвращено 2,9 млн га земель сельскохозяйственного назначения. До конца года планируется рекультивировать не менее 5 млн га земель. Количество незастроенных или незаконно переданных земель составляет около 10 млн га. Конкретное решение по этим направлениям правительство и акиматы должны принять до конца следующего года. Теперь мораторий на проверку земельного вопроса отменен. Думаю, этот шаг положительно скажется на работе.

11.25 – Токаев: Необходимо увеличить количество сельскохозяйственной продукции нашей страны и ее добавленную стоимость. Это стратегическая задача. Сейчас не время покупать только пшеницу и скот. Правительству следует разработать новые долгосрочные способы субсидирования сельскохозяйственной отрасли. Возврат бюджетных средств должен быть. Государство не позволяет разбазаривать и растрачивать деньги. Необходимо усилить контроль за распределением субсидий и их использованием.

11.24 Токаев: Я поставил задачу к 2025 году улучшить не менее 95% местных дорог. Пусть правительство непосредственно контролирует этот вопрос. Необходимо выявить нарушения в дорожном строительстве. Из этой работы следует извлечь четкий результат. У нас по-прежнему не хватает битума. Это позорная ситуация для страны, добывающей нефть в больших масштабах. Правительство должно кардинально решить эту проблему. В целом, надо быть откровенным, в работе правительства вновь и вновь возникают пробелы. Иногда бывает нехватка топлива и сахара. Всё это связано с тем, что правительство очень медлит с принятием конкретных решений и не способно на смелые шаги.

Граждан такая ситуация не устраивает. Конечно, это уместно. Поэтому, если так будет продолжаться, нам снова придется принимать конкретные кадровые решения».

11.23 – Токаев: Следующий вопрос – увеличение транзитных мощностей страны. Казахстан является очень важным сухопутным коридором между Азией и Европой в нынешней геополитической ситуации. Мы должны в полной мере воспользоваться этой возможностью и стать транспортным узлом мирового значения. Наша страна приступила к реализации крупных проектов в этой области. В частности, в Актау создается контейнерный хаб. Транскаспийский коридор развивается. К этим работам привлечены лучшие мировые логистические компании. Компания "Казахстанская железная дорога" будет реорганизована в полноценную транзитно-логистическую корпорацию.

11.22 – Токаев: Фонд "Самрук-Казына" трансформируется в инвестора, владеющего только мажоритарным пакетом, достаточным для контроля ключевых секторов экономики.   Другие активы и акции фонда будут приватизированы, в том числе через механизм "Народное IPO". В качестве соинвестора "Самрук-Казына" будет участвовать только в критически значимых проектах, которые не могут быть реализованы частными инвесторами. Такие проекты будут определяться президентом.

11.21 – Токаев: Поручаю правительству повысить инвестиционную привлекательность промышленности и освоения недр. В прошлом году по моему поручению оценивалась эффективность всех особых экономических зон. В результате мы определили критические точки и продумали новые пути. Теперь необходимо перейти к совершенно иной политике развития особых экономических зон. В настоящее время иностранные компании переезжают в Казахстан. Поэтому этот вопрос даже актуален.

11.20 – Токаев: Должны быть определены эффективные методы открытого и быстрого выделения земли предпринимателям. Он должен быть разработан до конца года. Необходимо определить, есть ли свободные или незастроенные земли в каждом районе и населённом пункте. Эту информацию должны знать представители бизнеса. Понятно, что эти меры повысят конкурентоспособность не только предпринимателей, но и экономики в целом.

11.19 – Токаев:  Серьёзной проблемой для отечественного бизнеса остается нехватка кредитных ресурсов. Недофинансирование малого и среднего бизнеса в Казахстане составляет около 42 миллиардов долларов. При этом в банках накоплена многотриллионная ликвидность, которая фактически не работает на экономику. Нацбанк, Агентство по финрегулированию, Правительство должны найти конкретные решения, обеспечивающие стабильное и доступное кредитование реального сектора.  С учетом сложнейшей специфики ситуации Нацбанку следует проявлять большую гибкость, я бы сказал, изобретательность. Положительные примеры за рубежом имеются.

11.18 – Токаев: Необходимо перейти к новой модели государственно-частного партнёрства. Сейчас многие проекты стали детищем отдельных бизнесменов и чиновников. Контракты должны заключаться на открытой и конкурентной основе. Для этого должен быть принят соответствующий закон.

11.17 – Токаев: Оказывая финансовую поддержку, государство делает упор на конкурентоспособный малый и средний бизнес. Поддержка будет оказана предприятиям, увеличившим фонд оплаты труда и налоговые отчисления. Это основное требование. Кроме того, будет внедрена автоматическая система идентификации представителей бизнеса, получающих государственную помощь. Будет создана совершенно новая система государственных закупок. В центре внимания – не только низкая цена, но и качество товаров и услуг. Необходимо перевести государственные и квазигосударственные закупки на единую площадку. Для реализации всего этого должен быть принят новый закон "О государственных закупках".

11.15 – Токаев: Системная поддержка предпринимательства. В этой работе всё должно быть регламентировано с самого начала (регулирование "с чистого листа"). Задача находится на рассмотрении уже два года. Многократное исправление сотен, если не тысяч юридических документов, ни к чему не приведёт. Вместо этого лучше установить новые правила, компактные и понятные. Такой подход должен быть полностью реализован с 1 января 2024 года.

11.14 – Токаев: Неэффективное расходование средств Национального фонда будет прекращено. Это очень актуальная проблема. Мы направим средства фонда на развитие необходимой инфраструктуры и финансирование проектов, имеющих большое значение для нашей страны. Бюджетные процессы должны быть максимально упрощены. Государственные органы должны иметь возможность оставлять неизрасходованные средства на следующий год. Таким образом они избавляются от неэффективной процедуры возврата денег в бюджет. В то же время должна быть внедрена система управления рисками, связанными с бюджетом. В эту систему должен быть включён и квазигосударственный сектор.

11.13 – Токаев: Следущий вопрос: слишком много инспекторов. Известно, что это имеет негативное влияние. Поэтому необходимо внедрить комплексный подход к таможенному контролю на границе. Центры таможенного оформления должны работать по принципу "одного окна".

11.12 – Токаев: Необходимо принять решительные меры для перекрытия всех нелегальных каналов ввоза машин впредь. При этом надо урегулировать ситуацию с такими автомобилями, ввезёнными до 1 сентября текущего года. Для их легализации предлагаю применить в разовом порядке единый сбор за утилизацию и первичную регистрацию в размере, не превышающим 200-250 тысяч тенге.  Эта мера должна коснуться автомобилей, не находящихся в розыске и прошедших таможенную "очистку".

11.11 – Токаев: Для развития цивилизованной торговли предстоит расширить применение розничного налога с адекватными ставками и простыми процедурами. В рамках налоговой реформы важно рассмотреть возможность введения так называемого "налога на роскошь". Он будет взиматься при приобретении дорогостоящих объектов недвижимости, транспортных средств и не затронет средний класс.

11.10 – Токаев: Устойчивый экономический рост напрямую зависит от понятной, предсказуемой налоговой политики. В целях перезагрузки фискального регулирования в 2023 году будет подготовлен новый Налоговый кодекс. Его наиболее проблемный блок – налоговое администрирование – должен быть полностью обновлён. Предстоит также обеспечить полную цифровизацию налогового контроля, исключив любое очное взаимодействие.

11.09 Токаев: Для дальнейшей демонополизации экономики требуются институциональные решения. Следует на законодательном уровне определить понятие "конгломерат". Связанные друг с другом субъекты рынка обязаны получать разрешение на экономическую концентрацию.

11.08 – Токаев: В стране изношены две трети сетей электроснабжения, 57% тепловых коммуникаций и почти половина водопроводных сетей. Эти цифры говорят сами за себя. Искусственное сдерживание тарифов чревато веерными отключениями, авариями, и, как итог, угрозой здоровью и жизни граждан. На монопольных рынках необходимо перейти к новой тарифной политике "Тариф в обмен на инвестиции".  Показатели износа сетей и мощностей нужно сократить минимум на 15%.

11.07 Токаев: Административное регулирование цен снижает инвестиционную привлекательность целых отраслей, приводит к дефициту товаров и зависимости от импорта. Поэтому предстоит поэтапно отказаться от вмешательства государства в ценообразование. Исключение составят неконкурентные рынки – тарифы монополистов останутся под плотным контролем.

11.05 Токаев: Мы кардинально изменим отношения "гражданин – бизнес – государство". Государство, прежде всего, предоставляет всем равные возможности и устанавливает справедливость.

11.03 – Токаев начал своё выступление с Посланием народу Казахстана:

"Наш народ на общенациональном референдуме поддержал курс на политическую модернизацию. Конституционная реформа стала важнейшим шагом на пути построения нового, справедливого Казахстана".

11.00 – Президент Касым-Жомарт Токаев открыл совместное заседание палат парламента. Звучит гимн Казахстана


Читайте также:


Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

 Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

 Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнеров