В Алматы состоялись публичные слушания и обсуждение актуальных проблем деятельности кооперативов собственников квартир. В мероприятии участвовали депутаты маслихата города, непосредственно председатели КСК и жильцы домов с наболевшими проблемами.

Слушания пришлось завершить сумбурно. Некоторые депутаты заскучали и сбежали с собрания. А открытый микрофон атаковали пенсионеры, обвиняющие председателей чуть ли не в создании ОПГ, воровстве и неисполнении своих обязанностей. Председатели в свою очередь заявляли, что намеренное очернение их имиджа в СМИ создаёт у жильцов "иждивенческие настроения" и, как результат, отказ платить за услуги по содержанию жилья.

Почему сложилось так, что председатель КСК и рядовой жилец многоквартирного дома превратились в заклятых врагов, попытался объяснить присутствовавший на слушаниях председатель Добровольного общества защиты прав нанимателей (ДОЗПН) Владимир Пермин. По его убеждению, в Казахстане изначально неверно поняли работу КСК.

"В коммунальной системе есть понятия "эксплуатация" и "обслуживание жилого комплекса". Не надо их путать, - пояснил он. – Пока всё жильё было в государственной собственности, всё решало государство, а когда создали КСК, предполагалось, что жильцы сами начнут решать, куда девать финансы, и с помощью финансовых рычагов заставят организации качественно выполнять работу по схеме "не сделал – не заработал". А получилось, что на председателей кооперативов возложили всё: управление, эксплуатацию и обслуживание. При этом контроля над ними нет никакого. А деньги бесконтрольные – штука такая, любой человек может сорваться. Отсюда недопонимание с жильцами, которые хотят видеть, на что идут их деньги".

Одна из главных проблем взаимоотношений жильцов с КСК – отсутствие рычагов воздействия на председателей КСК. Никакие госорганы в деятельность кооператива не вмешиваются. Повлиять на них, по сути, могут только жильцы. И в то же время нет нормативной базы, которая давала бы жильцам право на равных общаться с председателем своего КСК, рассказал председатель ДОЗПН.

Также, по его мнению, на собраниях и общественных советах, вроде сегодняшнего, обсуждают не первоочередные проблемы.

"От того, что внесут поправки в законодательство, председатель не станет работать лучше. Всё те же вопросы неоднократно обсуждались и шесть, и восемь лет назад, но ощутимого положительного сдвига это не дало. Все плачут, сопли о жилетку вытирают, а всё стоит на месте", - поделился Пермин.

Также необходим механизм реализации закона о жилищных отношениях – нормативно-правовая база по управлению КСК, где за каждое нарушение установленных норм предусмотрена ответственность.

"Проблема в том, что если жилец обратится в суд с претензией к КСК, он, скорее всего, не сможет подкрепить фактами свои слова, так как действия или бездействие председателя нигде толком не фиксируются. Однажды меня осенило: нужно создать единый call-центр, где заявки от жильцов будут фиксироваться в электронной системе и передаваться в КСК. Фиксируется время поступления заявки и время завершения её исполнения – все стандарты прописаны в СНиПах. Только одно такое нововведение на 50% сократит количество жалоб в акимат", - рассказал свою простую, но перспективную идею Владимир Пермин.

Сейчас Пермин готовит предложения по улучшению работы алматинских КСК в акимат и собирает мнения собственников квартир: какие услуги они ожидают получать от своего председателя КСК? Свои предложения можно внести в список по телефонам: +7 (727) 9712976 и +7 (708) 9712976.

Отметим, что в ЮКО в прошлом году как раз запустили такой  call-центр, где в оперативном режиме принимают обращения граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

Аким Алматы Бауыржан Байбек был бы только рад, если бы жители города решали проблемы ЖКХ, не доходя до акимата. Как он сам однажды честно признался, выслушивать жалобы на КСК он уже подустал.

"КСК создаёт проблемы, а выслушивать приходится акимату. Такого больше не будет. Мы поставим КСК на общественный контроль", - пообещал Байбек.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter