В январе 2023 года стаффинговая группа Ancor опросила представителей 281 казахстанской компании из различных отраслей, чтобы подвести итоги прошлого года и определить актуальную бизнес и HR-повестку.
Около половины участников исследования (53%) рассказали, что не ощутили заметного влияния притока иностранных специалистов на рынок труда. Лишь в 9% компаний считают, что влияние было значительным: среди них превалируют организации, оказывающие финансовые услуги.
"Подавляющее большинство опрошенных (82%) сообщили, что изменения в России повлияли на бизнес компаний, для 49% это влияние было значительным", – говорится в сообщении.
Колебания валютного курса оказали наибольшее влияние: 44% опрошенных испытали значительное влияние изменения курса на бизнес, а для 48% – незначительное.
Подавляющее большинство опрошенных компаний (79%) сообщают, что объём их бизнеса в 2022 году увеличился. Чаще о росте выручки сообщали компании из сферы товаров народного потребления (82% респондентов этой отрасли сообщили об увеличении объёмов), розничной торговли (90%), финансовых услуг (98%) и бытовой техники и электроники (98%). Значительный рост выручки наблюдается у 36% организаций.
У 16% компаний, участвовавших в исследовании, по итогам прошедшего года выручка снизилась. Наибольшее падение объёмов бизнеса наблюдается в логистике – 71% опрошенных в этой сфере сообщили о значительном снижении выручки в 2022 году.
"Численность сотрудников увеличилась более чем у половины опрошенных компаний (51%). Значительное увеличение штата наблюдается у предприятий в сфере розничной торговли (40%), автобизнеса (67%) и финансовых услуг (82%). О значительной оптимизации штата сообщили лишь 9% компаний", – добавили в Ancor.
Подавляющее большинство компаний (72%) сообщили, что политика найма не изменилась. Среди тех работодателей, наймовая политика которых изменилась, 31% стремится привлекать больше временных сотрудников, 22% – больше студентов и удалённых сотрудников, 20% – иностранных граждан и 8% – возрастных сотрудников.
Более половины опрошенных компаний не утверждают план найма, а подбирают персонал по мере возникновения потребности. Интересно, что локальные компании более склонны планировать рекрутмент: 54% имеют утверждённый план найма, в то время как среди иностранных компаний этот показатель ниже – 44%. Каждая четвёртая компания (24%) планирует найм на год вперед, 12% – на полгода и 11% – раз в квартал. Лишь 2% опрошенных планируют найм на месяц.
"Ситуация на рынке труда во многом определяется геополитическими событиями. На данный момент сложно строить долгосрочные прогнозы, но необходимость бюджетирования предъявляет определённые требования к планированию. В итоге компании формируют общие планы на довольно длительные сроки – до года, закладывая возможности их оперативной корректировки в случае значительных изменений на рынке", – заметили в исследовании.
Результаты опроса демонстрируют оптимистичный настрой компаний на 2023 год. Три четверти (74%) опрошенных ожидают роста объёмов бизнеса, 39% прогнозируют, что рост будет значительным. Лишь 8% респондентов ожидают снижение объёмов: в этой категории превалируют компании из отрасли медицины, логистики и недвижимости.
"Поддержать обозначенный рост бизнеса смогут те компании, которые не только своевременно обеспечат приток квалифицированных сотрудников, но и примут необходимость стратегического и системного подхода к вопросам управления и мотивации персонала. Для того, чтобы выдержать конкуренцию на рынке труда, будет недостаточно повышать заработные платы или использовать другие "быстрые" решения. К устойчивому результату приведёт более масштабный подход к целям усиления профессиональной подготовки кадров, подкреплённый программами карьерного планирования и роста, системой постановки целей и оценки результатов", – считает генеральный директор стаффинговой группы Ancor Валерия Петрунина.
Подавляющее большинство работодателей (77%) рассчитывают увеличить фонд оплаты труда в 2023 году. Увеличение фонда оплаты труда чаще встречается в иностранных компаниях (80% опрошенных в этой категории планируют увеличить ФОТ). 8% опрошенных собираются сократить расходы на фонд оплаты труда – это прежде всего компании из отрасли логистики, медицины и розничной торговли.
Говоря об HR-целях на этот год, работодатели выделяют:
- обучение сотрудников (49%);
- благополучие сотрудников (43%);
- организация удалённого и гибридного формата работы (41%);
- управление эффективностью руководителей (40%);
- управление производительностью сотрудников (34%).
Корпоративное обучение является важнейшим инструментом привлечения новых талантов: 83% опрошенных планируют продвигать возможности обучения и развития в качестве ключевого элемента предложения для новых кандидатов. Следующими по важности в развитии своего бренда работодателя компании считают конкурентную заработную плату (67%) и гибкий график работы (67%), финансовая стабильность компании является частью ценностного предложения работодателя у 58% респондентов.
-
1🥩Ещё одна точка: где в Алматы пройдут ярмарки выходного дня
-
3000
-
0
-
11
-
-
2🎨 ChatGPT Edu поможет казахстанским учителям сократить рутину
-
2734
-
1
-
16
-
-
3🇰🇿🇺🇸Главе государства представили казахстанские IT-стартапы
-
2602
-
0
-
144
-
-
4❗️Родителям "светит" штраф, если ребенок использует телефон во время уроков
-
2768
-
9
-
35
-
-
5🔖 Саммит "С5+1" позволит Токаеву сформулировать нарратив ЦА как региона общих возможностей, а не конфликтов
-
2616
-
0
-
133
-
-
6🚗 Трасса «Астана-Павлодар» прямо сейчас
-
2479
-
3
-
11
-
-
7💡 Почти половина города Кокшетау осталась без света
-
2445
-
2
-
9
-
-
8🏡 В Казахстане запустили программу «С дипломом - в село!»: что дают участникам
-
2619
-
3
-
23
-
-
9📱В 2026 году казахстанцы смогут отправлять SMS из мест, где нет сети
-
2475
-
2
-
42
-
-
10💬 Сильный и Справедливый Казахстан: Токаев заявил, что вдохновляется концепцией "Сделать Америку снова великой"
-
2457
-
0
-
166
-
USD:
526.5 / 528.9
EUR:
607.5 / 611.5
RUB:
6.43 / 6.55