Как быть, если у вас возникла просрочка по кредиту

В Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка рассказали о механизме реструктуризации долга.

С 1 октября 2021 года в Казахстане законодательно действует порядок работы с просроченными кредитами, обязательный для банков и микрофинансовых организаций. Заёмщик, у которого возникли затруднения при погашении кредита, вправе обратиться с заявлением к кредитору для урегулирования задолженности, напомнили в пресс-службе Агентства по регулированию и развитию финансового рынка.

Теперь заёмщики-физлица, имеющие просроченную задолженность, могут решить вопросы по реструктуризации кредитов или микрозаймов напрямую с кредиторами. Банки и МФО обязаны рассматривать соответствующие заявления граждан в рамках правового поля. Единый правовой режим будет способствовать урегулированию задолженности на ранних этапах возникновения сложностей у заёмщика. Это позволит снизить долговую нагрузку на того, кто оформил кредит, и избежать ухудшения его финансового положения.

В соответствии с законодательными требованиями кредитор обязан уведомить заёмщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента её наступления. В уведомлении кредитные организации информируют граждан о том, что необходимо внести платежи по кредиту и погасить просроченную задолженность, указав её размер, а также о том, что можно обратиться к кредитору по вопросу реструктуризации.

"В свою очередь, заёмщики, у которых возникла просрочка, должны в течение 30 дней с даты её наступления обратиться с заявлением в кредитную организацию для реструктуризации займов. Ни в коем случае нельзя скрываться от кредитора! Положительный выход из ситуации в интересах не только заёмщика, но и кредитной организации. Поэтому чем раньше будут приняты меры по урегулированию, тем скорее будет найден взаимоприемлемый вариант погашения задолженности", – сообщил директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг АРРФР Александр Терентьев.

Заявление заёмщика подлежит обязательному приёму, регистрации, учёту и рассмотрению банком или МФО. В заявлении должнику необходимо указать, в связи с чем возникла просрочка, предложить варианты возможной реструктуризации и предоставить подтверждающие документы, свидетельствующие о снижении доходов и невозможности оплачивать кредит.

Именно заёмщик должен предоставить кредитору информацию о своём финансовом и социальном положении, документально подтвердить факт снижения либо отсутствия доходов, не позволяющего ему исполнять свои обязательства в полном объёме. Если не представить запрашиваемые документы, это может стать основанием для оставления заявления заёмщика без рассмотрения.

В течение 15 календарных дней кредитор должен предоставить ответ:

  • согласиться, приняв предложенные изменения в условия договора;
  • предоставить свои предложения по изменению условий договора;
  • или отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.

Условия реструктуризации, предложенные заёмщиком или кредитором, могут быть в виде:

  • снижения ставки вознаграждения;
  • отсрочки платежа;
  • изменения метода погашения;
  • увеличения срока займа;
  • уменьшения долговой нагрузки;
  • самостоятельной реализации недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки;
  • представления отступного путём передачи залогового имущества кредитору;
  • реализации недвижимого имущества с передачей обязательства покупателю.

Эти коррективы вносят в течение 15 дней со дня принятия.

"Если заёмщику не удалось достичь согласия с кредитором по условиям реструктуризации займа, он вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. При этом заёмщик обязательно должен предоставить подтверждение своего обращения в банк или МФО и недостижения взаимоприемлемого решения. Также заёмщики для урегулирования разногласий, возникающих из договора ипотечного займа, могут обратиться к банковскому омбудсмену в соответствии с Законом о банках", – добавил Александр Терентьев.

Агентство инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после этого предоставит оценку действий организации касательно всестороннего рассмотрения вопроса и принятого решения. В этот период финансовое учреждение не вправе начинать процедуры взыскания заложенного имущества должников, относящихся к социально уязвимым слоям населения.

Согласно информации, полученной Агентством от банков второго уровня, на сегодняшний день за изменением условий заключённых договоров банковского займа обратились порядка 296 тысяч заёмщиков. Кредиторы одобрили изменения условий договора банковского займа 73% обратившихся, то есть более чем 216,7 тысячи заёмщиков. Из числа рассмотренных микрофинансовыми организациями заявлений 145,9 тысячи заёмщиков (это около 75% от общего числа обратившихся) разрешили изменить условия заключённых договоров о предоставлении микрокредитов.

"В 2021 году Агентством совместно с акиматом Алматы, банковским омбудсменом, банками и общественными объединениями подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. В соответствии с условиями Меморандума, в период урегулирования проблемной задолженности банки приостанавливают подачу судебных исков, обращение к нотариусу для совершения исполнительной надписи по взысканию задолженности, а также реализацию единственного жилища граждан, относящихся к СУСН, включая принятого на баланс банка, и выселение заёмщиков из жилья, в том числе бывших собственников этого имущества, находящегося на балансе банка. В настоящее время проводится работа по внесению изменений в Меморандум в части распространения его действия и на малоимущих заёмщиков, получающих адресную социальную помощь, а также продления срока до 1 октября 2023 года", – резюмировал Александр Терентьев.


Читайте также:


Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнеров