Из-за чего портал eGov собираются заменить на новую платформу от Сбербанка, объяснили в Минцифры

Планируемые изменения позволят максимально оптимизировать бюджеты на сопровождение информационных систем госорганов, считают в ведомстве.

Что случилось. В Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности объяснили, почему для внедрения новой цифровой платформы в Казахстане выбрали решения российской компании "Сбер".

Вице-министр цифрового развития Аскар Жамбакин в ответе на запрос Informburo.kz сообщил, что после анализа международного опыта в ведомстве пришли к выводу, что оптимальной для перехода на платформенную модель является платформа, основанная на решениях АО "Сбер".

"Реализация платформы может быть построена силами казахстанских разработчиков, однако её разработка займёт от трёх до пяти лет, что значительно отразится на темпах развития отрасли и экономики в целом", – пояснил вице-министр.

Что планируют изменить. 3 сентября правительство РК и группа компаний "Сбер" подписали меморандум, предусматривающий ключевые подходы цифровой трансформации в сфере госуправления. Также меморандум направлен на сотрудничество по внедрению цифровой платформы GovTech, реинжиниринг и цифровую трансформацию госуправления с применением практики анализа данных и элементов искусственного интеллекта.

В рамках сотрудничества с группой компаний "Сбер" рассматривается возможность реализации проектов по цифровой трансформации, переходу на платформенную модель цифровизации и реализацию концепции Data-Driven Government.

Концепция Data-Driven Government (правительство на основе данных) предполагает принятие решений на государственном уровне, с учётом проверенных фактических данных, аналитики и надёжных обоснованных прогнозов. Система государственного планирования будет внедрять научные методы прогнозирования и разработку сценариев.

Унификация цифровых платформ между Казахстаном и Россией не предполагается. 

Зачем нужна новая платформа. Недостатки eGov. В министерстве цифрового развития пояснили, что Еgov является единым окном доступа к госуслугам, то есть заявки на электронные справки формируются на портале, но обработка и формирование проводятся в конечной системе госоргана, ответственного за госуслугу. Сейчас министерство проводит обследование всей инфраструктуры и информационных систем госорганов. Предварительно, имеется более 400 систем, разрозненность и несовместимость которых нередко создают трудности при их интеграции. 

"На сегодняшний день государство имеет огромную сеть разрозненных информационных систем, что влияет на качество данных. В конечном счёте это влияет на сроки предоставления государственных услуг населению. Изменения позволят государству структурировать данные и создать решения, которые позволят получать все госуслуги со смартфона в считанные минуты", – отметили в Министерстве цифрового развития.

Анализ работы компонентов электронного правительства выявил следующие проблемы их текущей работы и взаимодействия с услугополучателями:

  • отсутствие централизованного мониторинга процесса оказания государственной услуги на разных каналах взаимодействия с гражданами; 
  • подача заявки на получение государственной услуги, контроль хода её выполнения и получение результата не могут осуществляться с использованием различных каналов;
  • процессы получения государственной услуги на различных каналах взаимодействия могут существенно отличаться друг от друга;
  • перечень предоставляемых государственных услуг отличается на разных каналах взаимодействия с населением;
  • отсутствие централизованной информации касательно историй обращений граждан.

Платформенная модель и цифровая архитектура позволят повысить скорость и эффективность оказания государственных услуг населению, считают в министерстве.

"Важно понимать, что речь идёт не о портале, а о программном продукте в целом, который повлияет не только на улучшения eGov.kz. Данное программное решение предполагает комплекс услуг, в том числе консалтинг, обучение отечественных поставщиков услуг, которые будут работать над внедрением данной платформенной модели", – подчеркнули в МЦРИиАП.

Решение о переводе тех или иных систем, в том числе портала Еgov, будет принято по результатам данного изучения. Переход на платформенную модель предполагает решение вопросов и проблем интеграции и повышение эффективности в сроках реализации сервисов, унификации технологических компонентов, отметили в ведомстве.

Затраты ещё не подсчитали. По данным МЦРИиАП, планируемые изменения позволят максимально оптимизировать бюджеты на сопровождение информационных систем государственных органов. В настоящий момент имеется более 400 систем – разных вендеров, поставщиков, разных разработчиков из разных стран. На их сопровождение из бюджета ежегодно выделяются значительные средства, а с внедрением платформенной модели и созданию упорядоченной структуры расходы на сопровождение значительно сократятся.

"На данном этапе не представляется возможным определить финансовые затраты, так как не завершены работы по обследованию информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных систем "электронного правительства", – сообщили в министерстве.

Почему это важно знать. Подписание меморандума с АО "Сбер" вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Многие задались вопросом, почему правительство решило доверить разработку платформу российской, а не отечественной компании, хотя сейчас заявляется об особой поддержке развития казахстанских IT-специалистов. Информация о сотрудничестве с российской компанией распространялась ещё весной, когда только стало известно о проводимом обследовании электронного правительства и информационных систем госорганов. Тогда на сайте "Открытые НПА" был опубликован документ о том, что это обследование будет проводить "Сбер", однако позже его удалили, и в Министерстве цифрового развития эту информацию опровергли. 

Новости партнёров