Прямой эфир Новости спорта

Илья УРАЗАКОВ: Считать, что Универсиада проект только Алматы – большая ошибка

За те два с небольшим года, что прошли после победы Алматы на выборах столицы Всемирной зимней Универсиады-2017, самыми запоминающимися моментами в деятельности оргкомитета стала затянувшаяся на год процедура выбора символики и смена руководителя. Известный в медийных кругах Илья УРАЗАКОВ оказался уже третьим человеком, который возглавил государственный фонд «Исполнительная дирекция Универсиады-2017». В интервью «Мегаполису» Илья рассказал, какая сумма запланирована на строительство сооружений, как надо искать молодые дарования и реально ли превзойти россиян в факельном шествии.

«СЧИТАТЬ, ЧТО УНИВЕРСИАДА – ПРОЕКТ ТОЛЬКО АЛМАТЫ – БОЛЬШАЯ ОШИБКА»

– Уж простите за прямоту, но я очень удивился, когда узнал о вашем назначении. Обычно на такой пост ставят людей, имеющих знания о спорте и какой-то опыт работы в этой сфере.

– Я вас понимаю. Но сразу скажу, что реализация любых проектов – и особенно крупных – строится на постоянной коммуникации, обмене опытом и самообразовании. И при должном подходе эта проблема временная. Мне кажется, что в любом бизнесе есть общие принципы: везде необходим грамотный подбор персонала, мотивация сотрудников и многое другое. Поэтому я ежедневно читаю материалы о спорте, начиная с азов: от истории спорта в Казахстане, заканчивая нынешней структурой Агентства, FISU. И за короткий период многое успел изучить.

– Что больше всего поразило из того, что вы изучили?

– Поразила не совсем активная, а скорее, пассивная работа по привлечению молодых дарований в спорт. Я считаю, что до последних лет эта селекционная работа в нашей стране практически не велась. Когда сегодня мы сетуем, что у нас в том виде спорта или в этом мало наград, и что молодёжь в спорт не идёт, я после шапочного ознакомления понял: что её туда по-настоящему не приглашали, не отыскивали и не мотивировали. Понятно, что если раньше это было объяснимо: не имелось средств, то сейчас всё должно быть иначе.

– Есть мнение: зимняя Универсиада-2017 – исключительно проект города Алматы.

– Это неправильно. Считать, что Универсиада – проект только Алматы – большая ошибка. Весь этот год наш фонд посвятит разъяснительной работе по всей стране. Мы планируем провести во всём Казахстане большой промотур, в рамках которого будем организовывать круглые столы, проводить семинары и постоянно доносить информацию, что это – наш общий старт. Кроме того, в 6 городах за счёт фонда будут открыты штаб-квартиры, в которых также станет вестись промоушен по продвижению Универсиады и – что ещё важнее – работа с волонтёрами.

Мне прекрасно известно, как во многих казахстанских городах отстранённо реагируют на большие проекты-2017. «Мол, будут жировать в своих столицах. В Астане с «Экспо», в Алматы с Универсиадой. Достали они!» И если ничего не менять, то это будет неверно хотя бы с точки зрения социальных настроений. Надо донести до всех, что Универсиада – не просто соревнование спортивных клубов по биатлону и не чемпионат среди школ. А мероприятие мирового значения. И в идеале нужно, чтобы оно коснулось каждого.

«НЕ ДУМАЮ, ЧТО НАМ УДАСТСЯ ПЕРЕПЛЮНУТЬ РОССИЯН»

– И каким образом планируете вовлекать людей?

– С помощью той же эстафеты огня Универсиады. Нам предложили в ФИСУ один из вариантов, чтобы она была международной. Но мы хотим её локализовать и сделать в масштабах страны, чтобы огонь побывал не только в крупных городах, но даже и в некоторых посёлках.

– В России олимпийский огонь во время шествия и в космос запускали, и по реке Амур при температуре плюс 2 перевозили, и биатлонист моржу его передавал. Чем вы сможете ответить российским коллегам?

– Не думаю, что нам удастся их переплюнуть. Потому что всё будет упираться в бюджет. Но мы постараемся тоже придумать что-нибудь креативное. Да и на одной эстафете зацикливаться не станем. Когда я общался с коллегами из оргкомитета «Экспо», то сказал: «Мы должны понять, что негативное отношение к нашим мероприятиям будет тогда, когда мы от всех закупоримся». Если же скажем, что мы ждём предложения, «давайте делать вместе нашу Универсиаду», уверен, что всё будет по-другому.

– Министерство туризма и спорта было кровно заинтересовано в успешном выступлении на домашней Азиаде-2011. Не получится ли так, что Агентству по спорту, не являющемуся главным по организации Универсиады, будет всё равно: как выступит сборная в 2017-м?

– Мне кажется, что посыл изначально не верен и сам себе противоречит. Потому что Агентство по делам физической культуры и спорта отвечает за развитие всего спорта в стране. И по итогам года они обязательно отчитываются за все выступления. Поэтому уверен, что они будут заинтересованы в том, чтобы Универсиада прошла успешно. Иначе всем, и им тоже, будут задаваться разные неприятные вопросы. Сейчас у нас есть полное понимание с руководством Агентства по всем вопросам. Особенно по тестовым соревнованиям. Уже сейчас они предлагают нам совместно провести 6 спортивных мероприятий.

СПОРТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

– В Универсиаде имеют право участвовать спортсмены не старше 28 лет. Этому требованию в 2017 году будут соответствовать всего 4 топовых спортсмена на данный момент: Тен, Галышева, Айдова и Вишневская.

– Это очень важный момент. Поэтому я говорил и буду говорить о необходимости грамотной селекции. Наша общая задача: «прошерстить» всю страну и выискивать молодых и талантливых спортсменов. Этим будет заниматься дирекция, но подобную работу должны вести все. Я уверен, что в Казахстане много спортсменов, которых можно считать бриллиантами без огранки. Я убеждён, что сейчас есть молодые атлеты, способные выступать так же успешно, как Тен и Полторанин. Но их надо найти, мотивировать и раскрыть. И от того, как мы с этой задачей справимся, и зависит: будут ли они в спорте или мы их потеряем.

– У вас нет опасения, что когда за 2 года вдруг выяснится, что спортсменов нет, их, как у нас заведено, завезут из-за рубежа?

– Это пессимистичный прогноз. Но мне действительно хочется, чтобы в Универсиаде приняли участие свои спортсмены.

– В том числе и алматинцы. Было бы символично.

– Думаю, что в ближайшие годы вряд ли у Алматы получится соперничать с Восточным Казахстаном, где есть прекрасные лыжники, биа-тлонисты. Но если на Универсиаде не будут представлены алматинские горнолыжники и сноубордисты – ведь всё для их подготовки здесь имеется – это будет непростительно.

– Давайте проясним: бенди в программе Универсиады будет?

– Да. Но участие примут максимум 6 сборных. Правда, медали, завоёванные в этом виде спорта, в командном зачёте будут учитываться.

«ДАННЫЕ О ТОМ, СКОЛЬКО БЫЛО ПОТРАЧЕНО НА УНИВЕРСИАДУ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОЗРАЧНЫМИ»

– До сих пор нет точной цифры: в какую сумму Казахстану обойдётся Универсиада?

– Согласно мастер-плану, который был составлен предыдущим руководством дирекции, траты без учёта строительства должны составить от 70 до 90 миллионов евро. При этом сумма, на мой взгляд, может понадобиться и меньшая.

– Есть ли данные по бюджетам спортсооружений?

– По предварительным данным, постройка всех трёх сооружений Универсиады обойдётся в 18 млрд тенге.

– Верится с трудом. Под Азиаду только на реконструкцию ВСК «Медео» ушла такая сумма.

– На этот момент у меня такие данные.

– Оргкомитет Азиады-2011 кроме ежегодно публикуемого плана госзакупок не дал ни одного отчёта об использовании средств. Вы поступите так же?

– Моя принципиальная позиция, что весь негатив идёт от отсутствия информации. Поэтому данные о том, сколько было потрачено на Универсиаду, должны быть прозрачными.

– Вы уже знаете, как будете задействовать имеющиеся в Алматы объекты?

– Да. Кстати, в апреле в Казахстан приедет техническая комиссия FISU, которая будет смотреть уже имеющиеся объекты. Мы же, не дожидаясь их приезда, инициировали свою проверку.

– Результатами поделитесь?

– Отчасти. Скажем, есть вопросы по лыжно-биатлонному стадиону в Солдатском ущелье. Там имеется большая трасса. Но для её оснежения есть всего 4 пушки. Также этот объект располагает всего одной небольшой гостиницей, которая неспособна принять столько людей, сколько требуется для Универсиады.

– Ранее вы говорили о важности пропаганды спорта. Но, чтобы завлечь человека, надо, чтобы объекты были доступны. У вашей дирекции есть полномочия влиять на руководство объектов, находящихся на балансе города?

– Нет. Но у нас есть важная возможность – консультативная. Я понимаю, что имеются проблемы с доступностью, где-то высокая аренда льда для хоккеистов. Но моя позиция проста: разговор будет конструктивным тогда, когда есть реальные предложения. Если у кого-то есть желание организовать детский турнир по хоккею, и уже расписана конкретная программа, так приходите. И будем заниматься этим вопросом вместе!

– В декабре вы побывали на зимней Универсиаде в Трентино. Какие выводы сделали для себя?

– Я был разочарован. Один из представителей нашей делегации сказал так: «Посмотрели, как не надо организовывать». Конечно, итальянцы регламент выдержали. Но было ощущение, что это не спортивный праздник, а протокольное мероприятие. Меня удивило, что было очень мало рекламы, пропаганды.

– Создатель Ирби Евгения Кан считает, что образ барсика не был достаточно раскручен. Как вы планируете раскручивать сокола Сункара?

– Уже в конце 2014 года должны появиться первые ролики о Сункаре. В скором времени мы подпишем договор с одним из рекламных агентств, которые будут заниматься его продвижением. И нужно сделать так, чтобы он был не только узнаваем, но и заработать на нём.

– Что бы вы сказали в заключение?

– Я хочу донести до всех одну мысль. Что это общий для страны старт. И что не нужно быть равнодушными. Конечно, можно легко просто сидеть и критиковать. Но мы готовы к предложениям, конструктивным разговорам, креативу. Давайте делать эти старты вместе, придумывать вместе и сделать их лучшими.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров