Прямой эфир Новости спорта

"Это недоразумение". Эксперты оценили предложенное повышение тарифа на проезд в автобусах Алматы

Урбанист считает, что тариф в 180 тенге реалистичный. Другой эксперт назвал это "недоразумением".

Эксперты высказались о планах властей Алматы повысить тарифы на проезд в общественном транспорте на 20 тенге – до 120 тенге за поездку при безналичной оплате.

Ранее директор ТОО "City Bus" Абылай Остемир раскритиковал предложенное повышение, назвав его недостаточным для решения насущных эксплуатационных расходов. По его мнению, для поддержания качества услуг в сложившихся условиях необходимо установить тарифы ближе к 180 тенге, а идеальный сценарий предполагает стоимость проезда в 360 тенге.

Урбанист Ануар Джусупов отметил, что повышение стоимости проезда остаётся адекватным шагом в условиях инфляции, несмотря на недовольство со стороны общества. А тариф в 180 тенге является реалистичным сценарием для будущего развития общественного транспорта в городе.

"Я считаю, что повышение тарифа до 180 тенге – реалистичный сценарий, и, может быть, оплата должна быть ещё больше. Если, например, в Алматы в ближайшие годы тариф будет 180 тенге – это будет воспринято в штыки. Но звучит реалистично, если общественный транспорт будет соответствовать 180 тенге: пересадки будут бесплатным, транспорт будет ходить без задержек, адекватное вождение и чистота в салоне. Это действительно стоит 180 тенге", – считает Джусупов.

Урбанист отметил, что общественный транспорт в Алматы часто критикуют за высокую стоимость проезда. Однако, по его словам, за последние пять лет произошли значительные изменения – качество обслуживания улучшилось.

"Посмотрите "Сказ о розовом зайце" (фильм 2010 года, снятый в Алматы. – Авт.), чтобы увидеть, какие раньше были автобусы. Вот это шаблонное представление, что общественным транспортом пользоваться невозможно – оно, конечно, имеет место, потому что есть направления, где всё очень плохо. Но есть направления, где общественный транспорт стал значительно лучше за последние пять лет. Невозможно говорить о развитии, если общественный транспорт воспринимается как что-то очень плохое по определению", – добавил Ануар Джусупов.

Эксперт по организации автобусных перевозок, руководитель союза автотранспортников Сабит Аманбаев поддержал идею Ануара Джусупова об индексации тарифов на проезд в соответствии с инфляцией. Однако он предостерёг от чрезмерно высокой оплаты за проезд. Тариф, считает он, должен быть доступным, особенно для уязвимых слоёв населения.

"Предлагаемые перевозчиками цены – это недоразумение. Мы не можем рекомендовать высокую стоимость, тариф должен быть доступен для всех. Что касается недостатков организации перевозок – претензии по организации нужно предъявлять уполномоченным органам. Всё-таки сперва нужно обеспечить финансирование. Дефицит оборотных средств и задержки субсидирования парков не позволяют выплачивать зарплаты вовремя. У нас дефицит водителей в автобусных парках составляет 30%. Это связано с тем, что норма законодательства устанавливает среднюю ЗП на уровне средней по региону – этот уровень неконкурентоспособен. Поэтому водители предпочитают работать в такси – там, где нет таких нагрузок", –  отметил Аманбаев.

Житель Алматы Ильдар Сейфулин высказал своё мнение о повышении тарифа на 20 тенге в обсуждении проекта на сайте "Открытые НПА". Он считает, что тариф на проезд следует оставить на уровне 100 тенге, учитывая, что эту цену установили только в прошлом году.

"Работа общественного транспорта, безусловно, улучшилась по сравнению с тем, как было 15, 10 или даже 5 лет назад. Однако я считаю, что средние доходы населения не позволяют увеличивать тариф на проезд", – пишет Сейфулин.

Другой местный житель Арман Джумабаев поддержал идею о том, что общественный транспорт должен быть доступен для каждого гражданина, независимо от уровня дохода. А нынешний тариф в 100 тенге уже довольно высок для малоимущих граждан.

"Я предлагаю обратное – увеличить количество субсидий, направляемых на развитие общественного транспорта, также уменьшить интервалы между рейсами, продлить расписание поездок до полуночи, ввести бесплатные пересадки как в Астане, снизить или даже полностью отменить тарифы на проезд, как это сделали в Эстонии и Люксембурге, увеличить число дорожных полос для автобусов и проводить информационные кампании о преимуществах общественного транспорта", – написал Джумабаев.

Новости партнеров