О механизмах перекрытия кислорода бюрократам-коррупционерам и облегчении жизни отечественным предпринимателям в рамках законопроекта «О разрешениях и уведомлениях» «Мегаполису» рассказал заместитель директора департамента развития предпринимательства Министерства регионального развития Ерлан БУЗУРБАЕВ.

– Необходимость принятия единого закона о разрешительных процедурах для бизнеса созрела уже давно. Почему же это сделано только сейчас?

Идея такого закона появилась давно, около 7 лет назад, но в то время мы не были готовы к его разработке. Правительство не знало, сколько и каких разрешений существует в стране. В течение последних пяти лет мы несколько раз провели полную инвентаризацию разрешений. Это дало нам полную картину о разрешительной системе Казахстана, её проблемах и специфике. Поняв весь объём предстоящей работы, правительство в 2012 году приняло Концепцию дальнейшего реформирования разрешительной системы до 2015 года. Документ разрабатывался при поддержке бизнес-сообщества и экспертов Всемирного банка. Важным моментом программы является то, что в ней чётко определено понятие разрешения. Это позволяет нам, как разработчикам законопроекта, чётко зафиксировать сферу регулирования данного закона.

В Концепции мы смогли разделить все существующие в стране разрешения на 6 классов в зависимости от объектов регулирования и три категории опасности в зависимости от уровня опасности регулируемой деятельности или объектов. Благодаря такому подходу и была систематизирована разрешительная система. На данный момент перечень сформирован и состоит из 865 разрешений. Причём специально созданная для этих целей экспертная группа на своих заседаниях с госорганами проанализировала каждое разрешение на предмет упрощения либо отмены.

– Что принципиально меняет законопроект «О разрешениях и уведомлениях»?

Если раньше госорганы могли вводить разрешения своими ведомственными приказами, то новый закон регламентирует более сложную процедуру. Любое разрешение сможет появиться только после включения его в закон. А до этого госорган будет обязан провести процедуру публичного анализа регуляторного воздействия конкретного разрешения. В рамках этого анализа чиновники должны обосновать необходимость введения разрешения, доказать, что затраты субъектов регулирования и государства на введение разрешения оправдываются тем положительным эффектом, который будет обеспечен после его принятия. Причём такому анализу подлежат не только вновь вводимые, но и действующие разрешения. Если будет доказано, что введение разрешения не обеспечило достижение целей госрегулирования, то его отменят.

Для предпринимателей этот закон обеспечит доступность информации о существующих разрешениях и связанных с ними процедурах и требованиях, которые будут унифицированы. Другими словами, этот закон создаёт барьер против неэффективного регулирования и облегчает всем заинтересованным лицам доступ к информации.

– Насколько активно в работе над новым законопроектом участвовали сами бизнесмены? Ведь нередко бывает так, что затрагивающие их законодательные акты принимаются без их участия…

– Наша экспертная группа на 90% состоит из экспертов от бизнес-сообщества. Те проблемы, решение которых мы постарались предусмотреть в новом документе, были выявлены в процессе общения с предпринимателями.

Новый закон направлен на обеспечение максимального уровня безопасности общества при минимально необходимой нагрузке на бизнес. Когда нарушается этот баланс, нагрузка становится необъективно завышенной, появляется коррупция, неисполнение законов и неэффективность госрегулирования в конечном счёте. И именно с этой позиции мы оценивали информацию, поступавшую от всех участников разрешительной системы как госорганов, так и бизнеса.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter