Прямой эфир Новости спорта

Экс-главред Telegram-канала Nexta Протасевич в интервью госканалу Беларуси заявил, что признал вину в призывах к протестам

Задержанный Протасевич рассказал об отношении к Лукашенко, о том, кто финансирует Тихановскую, а также о будущем уличных протестов в Беларуси.
Роман Протасевич / Фото с сайта ont.by

Задержанный в Минске после принудительной посадки самолёта бывший главный редактор Telegram-канала Nexta Роман Протасевич дал интервью государственному телеканалу ОНТ, в котором заявил, что полностью признал вину в организации массовых несанкционированных акций в Беларуси в августе 2020 года. 

О признании вины

"Важно понимать, я это открыто признаю, что я был одним из тех людей, которые опубликовали призывы выйти на улицы 9 числа (9 августа 2020 года – первый день акции протеста после объявления итогов президентских выборов. – Ред.). Как только мне предоставили документы, предъявили обвинения, я сразу признал свою вину по 342-й части Уголовного кодекса. Это организация массовых несанкционированных акций. Я сразу в полном объёме признал свою вину по этой части. Дальше, я сознавал, что призывы, которые я опубликовал, стали следствием того, что на улице начались неконтролируемые беспорядки. Три дня Минск жил в хаосе", – рассказал Роман Протасевич в эфире программы "Марков. Ничего личного".

О чатах Telegram-каналов и координации протестов

"Скажем так, это, в принципе, был основной чат администраторов крупнейших Telegram-каналов. Именно там происходили обсуждения предстоящих акций. Там происходило планирование, работа над повесткой, которая должна была быть на той или иной неделе протестов. Можно сказать, этот чат – "хата", он по-разному назывался, пересоздавался, имел разные названия. Главным было это ключевое слово "хата". Там состояли администраторы крупнейших каналов, блогеры и так далее", – сказал Роман Протасевич.

О будущем уличных протестов

"Протестов уже нет, и они едва ли будут. Я могу сказать больше. Последние месяцы, когда были всё равно попытки призвать к каким-то акциям, к каким-то уличным протестам, у меня был лично конфликт, в том числе в штабе, с тем же Вечерко, с представителями ByPol об уличной активности. Потому что я открыто говорил, что у нас нет улиц, у нас их нет и не будет. Сейчас – всё, и глупо пытаться дальше призывать выходить на улицы, когда объективно уже никто не выйдет. Это просто бессмысленно. Почему меня отправили в отпуск? В том числе потому, что я открыто говорил, что объективно мы проиграли. Я хотел даже просто уйти работать даже не в Telegram-каналах, а просто фотографом Тихановской", – рассказал экс-главред Telegram-канала Nexta.

Он подчеркнул, что целью действующих из-за границы оппозиционеров является обвал экономики Беларуси.

"Сейчас уличных протестов нет, и их явно не будет. Почему двигаются те же санкции. Понятно, что это, в принципе, инструмент политического давления. Но с учётом того, что сейчас не может быть уличных протестов в плане политических свобод или политических движений, санкции необходимы для того, чтобы экономика Беларуси рухнула как можно быстрее. И если рухнет экономика, люди выйдут на улицы. Это будут голодные бунты. И это, по сути, и является одной из целей экономических санкций, которые продолжают вводить", – заявил Роман Протасевич.

О финансировании Тихановской и других белорусских оппозиционеров

"Литовские налогоплательщики, по сути, содержат зарубежного политика из своего кармана. Отчасти это частные спонсоры, представители бизнес-элиты. Кроме того, Светлана Тихановская пользуется финансовой поддержкой диаспор", – рассказал Роман Протасевич.

Об отношении к Лукашенко

"Не буду скрывать, я много критиковал Александра Григорьевича. Потому что, как мне казалось, были для этого причины. Но я всю жизнь был журналистом. Когда я стал всё больше и больше втягиваться именно не в журналистскую работу, а в политическую, тем больше мне хотелось вообще оттуда бежать. И тем больше я стал понимать, что многие вещи, за которые критиковали Александра Григорьевича, на самом деле это просто попытка давления. Не буду скрывать, что были моменты, где, я считаю, некоторые решения были ошибочными", – рассказал Протасевич.

Отвечая на вопрос, уважает ли он Александра Лукашенко, Протасевич ответил "Безусловно".


Читайте также:


О предполагаемой реакции соратников на интервью в госСМИ. 

"Тяжело предугадать реакцию, которая будет с их стороны. Я почти уверен, что очень многие начнут меня публично осуждать. Я не удивлюсь, если многие назовут меня якобы предателем и так далее. Но я могу сказать честно, что мне абсолютно всё равно, что будут говорить они. Я нахожусь здесь и сейчас. Правда, я хочу сделать всё для того, чтобы исправить свои ошибки, для того, чтобы попытаться сделать хоть что-то. Я следовал какой-то своей идее, своим убеждениям. И чем больше я старался не сунуть нос не в свое дело, чем больше я старался не думать о том, откуда и какие деньги идут, какие там спецслужбы влияют на то, что происходит. Чем меньше я старался об этом думать, тем хуже всё это становилось", – отметил Роман Протасевич.

23 мая самолёт авиакомпании Ryanair совершил экстренную посадку в аэропорту Минска, после того как получил сообщение о якобы заложенной на борту бомбе. Взрывного устройства на борту не нашли, но оказалось, что этим рейсом летел Роман Протасевич, сооснователь и бывший главный редактор Telegram-канала Nexta, который власти Беларуси признали экстремистским. После принудительной посадки самолёта его и его спутницу, россиянку Софию Сапегу задержали.

В отношении Романа Протасевича возбуждено уголовное дело по трём статьям Уголовного кодекса. Максимальная санкция предполагает до 12 лет лишения свободы.

Новости партнеров