Депутат Мажилиса Ирина Смирнова зачитала на пленарном заседании запрос о внедрении и развитии трёхъязычия в Казахстане. По её словам, в 2016-2017 году на трёхъязычное обучение было выделено более 11 млрд тенге, в бюджете на 2018-2020 годы заложено около 19 млрд тенге.
"Преподавателей физики, химии, биологии все страны уже два года обучают английскому за счёт государства. Учителей из сёл направляют в центры с предоставлением жилья и питания. В это время на рабочем месте обучающемуся сохраняется заработная плата, а заменяющему учителю оплачивают замену. Вместе с тем уже говорят, что есть вероятность, что для некоторых учителей такие курсы будут проводить повторно, так как трёх месяцев для овладения иностранным языком недостаточно", – сказала она.
Она считает, что преподавание на английском языке может быть неэффективным.
"Преподавание на английском языке, на котором учитель не то что думать, а даже изъясняться на бытовом уровне не сможет, не будет эффективным. Такие предметы как физика, химия, биология, даже на родном языке не все ученики усваивают в полном объёме. В десятых классах только 10-15% учеников владеют английским языком на уровне. А что делать с остальными учениками?" – спросила она.
Депутат задалась вопросом: когда в Казахстане научатся правильно воплощать идеи Президента и станут рациональными и прагматичными?
"Скорее всего, программа не оправдает ожиданий главы государства – так же, как и вложенных в неё средств. Это уже ясно. Конечно, нам могут показать блестящую статистику, но вопрос: зачем мы себя обманываем?" – высказала своё мнение она.
Она привела в пример один из лицеев Астаны, где недавно проводился открытый урок по биологии на английском языке, чтобы продемонстрировать уровень готовности к переходу. По её словам, учитель прочёл весь урок на ломаном английском по бумажке, а из 30 учеников подготовили пятерых знающих язык, чтобы, по её словам, произвести впечатление интерактива.
"Перекладывать ответственность с себя за неэффективное планирование, прогноз и статистику на людей, которые якобы не успевают осилить программу, бессмысленно. Завтра уполномоченный орган придумает новую программу с новыми деньгами. Отступать-то мы не любим, как и признавать ошибки", – сказала Смирнова.
Депутаты считают, что необходимо срочно:
- рассмотреть вопрос рациональности введения преподавания физики, химии, биологии на английском языке в массовой школе;
- улучшить подготовку, переподготовку учителей-филологов;
- принять меры по повышению качества преподавания языков, чтобы дети могли к окончанию девятого класса свободно владеть тремя языками, что даст им возможность выбора обучения на любом языке;
- в свидетельствах об окончании основной школы и аттестатах указывать не оценки, а уровень знания языков;
- сэкономленные средства, в случае пересмотра вопроса, направить на ремонт аварийных и строительство трёхсменных школ.