Почти два миллиона долларов сняла со счетов клиентов ведущий специалист отдела обслуживания физлиц Евразийского банка Галина Корнелюк. Сотни тысяч долларов со счетов крупных вкладчиков она переводила и обналичивала несколько лет, проигрывая потом эти деньги в капчагайских казино. И всё это время служба безопасности не догадывалась о махинациях: за отличную работу в прошлом году женщина даже заслужила повышение – стала старшим специалистом отдела залогового кредитования, карточек и депозитов отделения «Желтоксан» алматинского филиала № 6.

Забегая вперёд поясним: за хищение 309 миллионов тенге суд дал 28-летней женщине 8 лет исправительной колонии общего режима с конфискацией имущества. Банк вернул деньги всем потерпевшим клиентам, сообщается в тексте приговора, а теперь экс-сотрудница должна вернуть их банку.

Схема, по которой действовала госпожа Корнелюк, особой сложностью не отличалась. Процедура приёма и выдачи денег клиентам в Евразийском выглядит следующим образом. При выдаче денег клиент должен обратиться к менеджеру, который составит расходно-кассовый ордер, после чего клиент передаёт его кассиру, а уже кассир, в свою очередь, выдаёт деньги клиенту. В расходно-кассовом ордере расписываются клиент, менеджер и кассир. В конце дня расходные ордера сшиваются вместе, а в конце каждого месяца расходно-кассовые ордера подшиваются в книгу. Однако эти правила, как оказалось, не распространяются на вип-клиентов, чем и воспользовалась Галина Корнелюк. Согласно выписке из приговора, если такой клиент звонил в банк и просил приготовить для него определённую сумму денег, то в расходно-кассовом ордере на момент получения денег из кассы его подписи не было. Ордер без подписи на документ с подписью заменяли уже позже – при получении клиентом денег.

Воспользовавшись щедрым кредитом доверия банка к своим сотрудникам, которые работают с випами, Корнелюк начала составлять расходно-кассовые ордера и предъявлять их кассирам, при этом лично расписываясь за клиентов. Вип-клиенты – люди занятые, позже обязательно подпишут – так она объясняла то, что принесёт подписанные бумаги позднее. Во всех случаях коллеги безропотно выдавали ей нужную сумму.

Одной из первых забила тревогу клиентка, которая не обращалась в банк четыре года. Еще в 2008-м она открыла счёт и положила на него 120 миллионов тенге. Однако в прошлом году, получив выписку по счёту, обнаружила, что остаток на счёте – всего 17 миллионов. В то же время другой клиент обратился в банк с вопросом: «Почему заблокирована его карта?» Изучение движений на счёте показало, что несколько лет он должен был жить на широкую ногу, соря деньгами, хотя на деле больших расходов у мужчины не было. За два года Корнелюк похитила с его депозитного счёта почти 133 миллиона тенге. Ещё шесть клиентов потеряли меньше – кто миллион тенге, а кто 150 тысяч.

Ревизию документов вкладчиков депозитных счетов в банке провели летом прошлого года. Тогда и началось расследование по факту мошенничества и хищений. К сожалению, в Евразийском не пояснили, есть ли у Корнелюк какое-то имущество, которое можно изъять, и не имела ли она зарубежных активов. Так же нам не ответили, была ли изменена система риск-менеджмента после инцидента и работа службы безопасности. Никак не прокомментировали судебное решение ни председатель правления Майкл Эгглтон, ни инвесторы банка. «Интересы вкладчиков не пострадали», – гласит официальный пресс-релиз.

По информации, размещённой на корпоративном сайте банка, Майкл Эгглтон принял полномочия председателя правления АО «Евразийский банк» в 2009 году. Тогда же Корнелюк и начала проворачивать свои преступные махинации, но, увы, поймали её лишь спустя три года. Хороший урок для всех казахстанских банков и напоминание каждому из соотечественников: на банки надейся, да сам не плошай – проверяй, как «поживают» деньги на депозите, регулярно.  

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter