Прямой эфир Новости спорта

Дело Барлыка Мендыгазиева: где бизнес, а где криминал?

Бурлинский районный суд арестовал известного в Западно-Казахстанской области бизнесмена Барлыка Мендыгазиева, который накануне обвинил акима ЗКО Нурлана Ногаева в связях с криминалитетом. Официальной причиной ареста послужило нарушение меры пресечения – «подписки о невыезде». Против предпринимателя и его фирмы KSS Building месяц назад было возбуждено уголовное дело об уходе от налогов. Однако сам опальный предприниматель утверждает, что всех собак на него спустили по указке акима ЗКО за то, что он открыто выступил против произвола местных властей.

Бурлинский районный суд арестовал известного в Западно-Казахстанской области бизнесмена Барлыка Мендыгазиева, который накануне обвинил акима ЗКО Нурлана Ногаева в связях с криминалитетом. Официальной причиной ареста послужило нарушение меры пресечения – «подписки о невыезде». Против предпринимателя и его фирмы KSS Building месяц назад было возбуждено уголовное дело об уходе от налогов. Однако сам опальный предприниматель утверждает, что всех собак на него спустили по указке акима ЗКО за то, что он открыто выступил против произвола местных властей.

Имя директора и единственного учредителя крупной аксайской фирмы KSS Building Барлыка Мендыгазиева на слуху у жителей Западно-Казахстанской области после того, как в июне прошлого года он на общественных слушаниях открыто, как профессиональный эколог, выступил против строительства фирмой ТОО «Промэкосервис Орал» в природоохранной зоне Январцевского заказника полигона для складирования и хранения нефтешлама. Этот проект, разрешённый властями, но не поддержанный местным населением, нёс реальную угрозу и без того загаженной природе поймы заповедной реки Урал, а также расположенному там подземному месторождению чистой питьевой воды, от которого питается половина Уральска.

– Я родился в этой местности, где хотели строить нефтяной могильник. Я не мог пройти мимо, закрыть глаза, там, где горе-предприниматели хотели уничтожить природу и население, – объяснил свои мотивы Мендыгазиев.

После того, как общественность поднялась против строительства, делом занялись уже соответствующие органы, и выяснилось, что у директора ТОО «Промэкосервис Орал» Исатая Даулетова не было никаких разрешений на руках, кроме разрешения акимата. Не существовало даже обязательной в таких случаях экологической экспертизы. Строительство приостановили, миллионный проект заморозился, заинтересованные в строительстве люди остались без прибыли.

Однако уже широкую, международную известность Мендыгазиев получил 12 июля 2013 года, когда на брифинге в Алматы открыто обвинил акима ЗКО Нурлана Ногаева в связях с криминалитетом и лоббировании интересов третьих лиц. Корни этой известности уходят как раз в историю об Январцевском нефтемогильнике. В деле, по словам директора KSS Building, были задействованы могущественные лица, которые, имея личный интерес, затаили на излишне принципиального предпринимателя обиду. После тех общественных слушаний, сообщил Мендыгазиев, началось беспрецедентное давление со всех сторон. На него насели и бандиты из местных ОПГ, и контролёры из контролирующих служб.

– Ко мне два раза приезжали крепкие ребята от Муслима Ундаганова (бывший начальник областного управления спорта, арестованный по обвинению в разворовывании бюджета («САМбонадеянность. Под колпаком КНБ» «Мегаполис» от 10 июня 2013 г.). – Авт.), и разные ребята из компании ТОО «Промэкосервис Орал», и сам Исатай Даулетов приезжал. И все они показывали: «Видишь, кто за нами стоит – за нами стоят братки, за нами стоит сам господин Ногаев. Ты что, хочешь против власти пойти и против криминала?» – рассказал Мендыгазиев.

Бандиты, по словам Барлыка, ушли ни с чем, а вот инициированные решением сверху проверки оказались гораздо более действенным фактором. На протяжении последних полутора лет на фирме KSS Building месяцами шли многочисленные комиссии, нашедшие массу причин для возбуждения уголовного дела. Согласно информации областного финпола, «уголовное дело в отношении директора ТОО «KSS Building» Мендыгазиева Б. К. было возбуждено по ст. 222 ч. 3 УК РК (уклонение от уплаты налогов) на основании акта документальной проверки налогового органа. Мендыгазиев обвиняется в том, что, являясь единственным учредителем и директором ТОО «KSS Building», в период с 01 07 2010 г. по 31 12 2011 г. путём внесения в налоговые декларации заведомо искажённых данных о доходах и расходах уклонился от уплаты налогов в госбюджет в особо крупном размере».

В том, что на него надели наручники, виноват всё же сам Мендыгазиев. Он, находясь под подпиской о невыезде, без разрешения следователя вылетел в Алматы на встречу с журналистами, где заявил о связях Ногаева с криминалом.

Накануне ареста он так же успел сделать заявление:

– Все службы роют против меня, помимо полиции, налоговых инспекторов, пришли работники департамента труда и соцзащиты. Им дали команду – идите и ищите нарушения! Вся область занимается только этим, потому что я поднял голос против хозяина этой области. Власть ЗКО срослась с криминальными интересами, когда надо протащить проект в их интересах, они задействуют весь административный ресурс и весь криминальный ресурс. Если так и будут действовать власти, то они развалят весь Казахстан. Ведь это не президент им такие команды давал – что хотите и творите. Такое не должно быть, они чувствуют безнаказанность, и вседозволенность. Когда человек идёт против системы, на него бросают всю систему. Это не моё противостояние – это наше противостояние против коррумпированной системы»

То, что акимов ЗКО публично обвиняют в связях с криминалом – дело не новое. Точно такое же заявление против предыдущего акима ЗКО Бактыкожи Измухамбетова три года назад выдвигал бывший советник акима Алпамыс Бектурганов («Язык на нары приведёт», «Мегаполис» от 15 марта 2010 г.). Сейчас, как и тогда, областной вождь сходу отмёл все обвинения в свой адрес.

– Руководитель предприятия намеренно политизирует ситуацию вокруг уголовного дела, возбуждённого в отношении него за умышленное уклонение от уплаты налогов, с надеждой избежать наказания. Все вопросы должны решаться в правовом поле, – ответил Нурлан Ногаев через свою пресс-службу.

По его словам, он никак не мог дать команду на внеплановую проверку, тем более с целью любой ценой свалить предпринимателя. Это, мол, не в его компетенции. А все инсинуации в его адрес Мендыгазиев придумывает с единственной целью – избежать наказания. В подтверждение этого приводится график плановых проверок на предприятиях Мендыгазиева, которые, согласно официальной информации, были запланированы ещё до того, как он выступил на январцевских общественных слушаниях.

«Так, Барлык Мендыгазиев утверждает, что проверки в ТОО «КSS building» начались год назад после его выступления на общественных слушаниях 12 июля 2012 в Зеленовском районе ЗКО, где на повестку дня выносился вопрос о строительстве комплекса по переработке нефтяных отходов.

По информации, представленной налоговым департаментом области, в 2012 году финансовые проверки в г. Аксай проводились в соответствии с действующим законодательством РК, согласно совместному приказу Министерства финансов РК № 468 и Министерства экономического развития и торговли РК №302… ТОО «КSS building» было включено в план налоговых проверок 10 мая 2012 года за 2 месяца до вышеупомянутого общественного слушания», – сообщается в официальном ответе.

Как бы там ни было, но теперь существование KSS Building, где работают порядка 250 человек, находится под угрозой – компанию грозятся обанкротить и закрыть. Все банковские счета заморожены, служащие остались без средств к существованию. После ареста Мендыгазиева все работники предприятия поднялись на его защиту. В небольшом городе Аксай градус народного волнения повысился настолько, что некоторые горячие головы стали сравнивать ситуацию с Жанаозенем. Рабочие стали требовать встречи с акимом района и всем коллективом пришли в акимат. И хотя власти сразу объявили, что это незаконный митинг, аким Бурлинского района Марат Тусупкалиев всё же вышел к народу. Но на выкрики в свой адрес: «Почему районные власти не защищают предприятие, которое 18 лет верой и правдой работало в городе, давало сотни рабочих мест, занималось социальными программами и платило налоги?» – объявил, что на их фирме можно ставить крест.

– Нас волнует тот факт, что рабочие потеряют рабочие места, мы хотим трудоустроить вас в другие компании, – таков был ответ акима района.

Люди доказывали, что власть устроила гонения, чиновники отвечали, что всё по закону. Встреча закончилась ничем, обе стороны так и остались каждая при своём мнении.

Тем временем на защиту предпринимателя выступила Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен». Там отметили, что тщательно должна быть проверена законность многочисленных проверок на предприятии Мендыгазиева.

«Считаю, что мера пресечения в виде ареста слишком жёсткая, поскольку предприниматель не представляет угрозы жизни и здоровью граждан, не пытается скрыться. Да, на него заведено уголовное дело за уклонение от уплаты налогов, но он ведь оспаривает акт налоговой проверки, и здесь возможности судебной защиты у предпринимателя ещё не исчерпаны», – привёл tengrinews.kz слова первого заместителя председателя правления «Атамекена» Рахима Ошакбаева.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров