Прямой эфир Новости спорта

Что изменится? Закон о масс-медиа обсудили казахстанские депутаты и журналисты

Среди основных изменений нового закона – введение исковой давности и сокращение срока рассмотрения запросов СМИ.

В Алматы на 15-м Медиа курултае прошло заседание общественной палаты при мажилисе парламента РК по обсуждению проекта закона "О масс-медиа".

Заседание общественной палаты / Кадр из трансляции мажилиса парламента

В Казахстане действующий закон "О СМИ" применяется с 1999 года. Однако, по словам вице-министра Каната Искакова отдельные положения этой законодательной базы устарели и требуют комплексной модернизации. Среди основных положений нового закона "О масс-медиа" – введение исковой давности, сокращение срока рассмотрения запросов СМИ госорганами с семи до пяти дней, обеспечение свободы слова, а также повышение статуса журналиста.

"Была сформулирована информационная доктрина, в которую вошли такие важнейшие положения, как обеспечение информационного суверенитета, обеспечение свободы слова и повышение конкурентоспособности СМИ", – сказал Канат Искаков.

Заседание общественной палаты / Кадр из трансляции мажилиса парламента

По словам вице-министра, действующее законодательство обязывает медиасообщество хранить материалы в архиве, поскольку любой гражданин сохраняет право обратиться в суд по поводу конкретных публикаций в СМИ. Хотя предлагаемая корректировка ограничивает этот срок тремя годами, Искаков подчеркнул, что это не окончательное решение. Кроме того, предполагается реструктуризация медиаландшафта с упором на справедливое распределение грантов между негосударственными СМИ.

"Важным моментом становится новый подход к государственному заказу, оцениваемому не в объёмах и квадратных сантиметрах, а исключительно по конкретным ключевым показателям", – заявил Канат Искаков.

Также Искаков сделал акцент на пересмотре понятия интеллектуальной собственности, уточнив, что продукция, финансируемая за счёт государственных средств, согласно новой норме, будет принадлежать и СМИ.

На недоработки в законопроекте о СМИ обратил внимание другой участник общественный деятель, политолог и член общественного совета Алматы Марат Шибутов. По его словам, под понятие "масс-медиа", которое определяется в новом проекте закона как "интернет-ресурс", подпадают очень многие ресурсы, не являющимися средствами массовой информации.

Марат Шибутов / Кадр из трансляции мажилиса парламента

"Кроме того, в этом законе написано что информационный суверенитет нужно защищать. А в законе о рекламе у нас куча ограничений для СМИ. Почему вы думаете, что кто-то будет защищать информационный суверенитет без денег? Как изданиям платить сотрудникам зарплату. Давайте уберём эту часть про информационный суверенитет и честно признаемся, что мы хотим ограничить наши СМИ", – сказал Марат Шибутов.

У участников дискуссии возникли противоположные точки зрения, в том числе оспаривающие утверждение Шибутова. Несогласные утверждали, что одобрение продвижения алкогольной, табачной продукции и детских смесей через рекламу не отвечает задаче обеспечения информационного суверенитета. Они утверждали, что эта обязанность по своей сути является заботой государства, а не коммерческих структур. Кроме того, по их словам, эта продукция не соответствует общественным ценностям.

Ещё одной темой для обсуждения на заседании стало положение о введение пресс-карты, которая, по словам властей, даст некоторые привилегии журналистам, владеющим ею, в частности, упрощение процесса аккредитации. Однако общественники возразили, заявив, что работники СМИ, не получившие пресс-карту, могут подвергнуться дискриминации.

"Эта пресс-карта – не новость в мире. Она будет выглядеть очередной бюрократической задержкой работы для журналистов. Аккредитация уже существует, нет смысла менять эту процедуру. Кроме того, на это нужно потратить огромные деньги", – сказала журналист Бахытгуль Бурбаева.

В завершение заседания депутат мажилиса парламента Казахстана VII-VIII созывов Айдос Сырым выразил оптимизм по поводу того, что готовящийся закон о масс-медиа будет эффективным и будет отвечать интересам как потребителей, так и производителей.

Новости партнеров