Прямой эфир Новости спорта

«Чёрный список» недобросовестных партнёров

С какими трудностями сталкиваются отечественные предприниматели, когда пытаются расширить рынок сбыта? Как конкурировать с российской продукцией, заполонившей в последнее время отечественный рынок? И можно ли надеяться в деле экспорта на помощь государства? Об этом шла речь на встрече актюбинских предпринимателей с представителями национальных институтов, занимающихся поддержкой отечественных экспортёров.

С какими трудностями сталкиваются отечественные предприниматели, когда пытаются расширить рынок сбыта? Как конкурировать с российской продукцией, заполонившей в последнее время отечественный рынок? И можно ли надеяться в деле экспорта на помощь государства? Об этом шла речь на встрече актюбинских предпринимателей с представителями национальных институтов, занимающихся поддержкой отечественных экспортёров.

В роли организаторов мероприятия выступил актюбинский филиал Национальной палаты предпринимателей. Участвовать в разговоре изъявили желание представители 70 актюбинских предприятий.

Среди тех, для кого актуальна тема экспорта, оказались и молодые местные предприниматели. 26-летний Тимур Умерзаков, например, занимается производством уже несколько лет. Предприятие, которое он сейчас возглавляет, имеет два направления деятельности – это химическая продукция и производство стройматериалов. При этом по объёмам производства каустической соды это актюбинское предприятие занимает второе место в Казахстане.

Сам Тимур уверен, что продукция его предприятия, на котором в зависимости от сезона задействовано от 80 до 120 рабочих, весьма востребована. Только вот с рынком сбыта в последнее время возникают проблемы.

– Недавно, как известно, к нам в страну хлынул дешёвый российский товар. До этого цена на нашу продукцию составляла 150 тенге за бутылку. Россияне зашли с ценой 113 тенге. До них наша продукция была самая дешёвая в регионе, – рассказывает Тимур. – Что нам оставалось делать? Может, кому-то это покажется не патриотичным, но мы приняли решение перерабатывать более дешёвое российское сырьё и уже здесь на его основе производить готовую продукцию. И другим советую переходить на российское сырьё. Тогда цена на продукцию будет падать. Другого выхода просто нет, потому что местная сода – основа нашей продукции – стала дороже. В результате нам удалось снизить стоимость одной бутылки до 105 тенге. Не знаю, сделают ли россияне ответный ход – прошло ещё мало времени.

Что касается перспективы самим выходить на российский рынок, то здесь актюбинский предприниматель особо радужных надежд не питает.

– Мы планировали выходить на их торговую сеть «Магна». Но это было до того, как «обрушился» рубль. Теперь это уже невыгодно. По сути, мы используем сейчас всего 5–10% своих возможностей из-за трудностей со сбытом. В Казахстане наша продукция весьма востребована, но рынок перебивает дешёвая российская продукция, – говорит бизнесмен.

Не совсем удачным оказался и опыт сотрудничества с другими странами. Как говорит Тимур, были планы поставлять металл в Иран. Но потом от этой идеи пришлось отказаться.

– Иран является потребителем нашего зерна и металла. Продукцию практически с корабля «забирают». Однако экспорт зерна из Казахстана в эту страну затруднён из-за антииранских санкций, которые действуют уже на протяжении 30 лет. Из стран СНГ с ними на постоянной основе работает только один из российских банков. В общем, мы делали попытки, но так и не срослось, – рассказывает Тимур Умерзаков.

Тему перспектив сотрудничества с Ираном поднимали и те, кто представляет государство в деле развития рынка экспорта.

– Осенью прошлого года мы ездили в Иран с торговой миссией, – сообщил директор департамента маркетинга и продаж АО «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант» Аскар Джумадилов. – В результате были достигнуты некоторые договорённости. В частности, о том, чтобы нацбанки Ирана и Казахстана подписали меморандум о сотрудничестве. Подписание планируется на конец весны или начало лета. На данный момент в Иране определяются два банка, аккредитивы которых будут принимать два казахстанских банка. Наполнять эти аккредитивы будем мы. Я думаю, что всё как следует заработает лишь к середине лета.

Кроме проблемы осваивания нового рынка сбыта, отечественные предприниматели сталкиваются с фактами недобросовестного сотрудничества. Говоря языком бизнесменов, их попросту «кидают». По данным Джумадилова, только в Актюбинском регионе со случаями неоплаты столкнулось порядка 15 предприятий.

– Пять фактов по компаниям Российской Федерации, пять по Таджикистану, и ещё 3-4 приходится на Узбекистан, – дал раскладку представитель страховой корпорации «КазЭкспортГарант». – Но в случае с Узбекистаном надо иметь в виду, что там действует законодательство, по которому перевод средств, их конвертация, производится в течение 90 дней. Когда казахстанские предприятия выходят на рынок Узбекистана и не знают этих моментов, то начинают думать, что им не оплатили, предполагая, что расчёт должен быть произведён в течение 30 дней. Что касается остальных случаев неоплаты, то максимальный контракт, о котором идёт речь, составляет 800 000 долларов.

Как было сказано на встрече, уже составлен «чёрный список» зарубежных фирм с сомнительной репутацией. В него входят как фирмы из бывших стран СНГ, так и компании дальнего зарубежья (в их числе называются такие страны, как Италия и Германия, в которых, видимо, наши соотечественники уже столкнулись с фактами неоплаты).

В самой же страховой корпорации советуют: прежде чем совершать сделки, узнать подноготную зарубежного партнёра. Как здесь уверяют, для казахстанских предпринимателей это совершенно бесплатно. Правда, на это уходит от недели до 10 дней, но это лучше, чем просто подарить кому-то свои деньги.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров