Прямой эфир Новости спорта

Автор воскового Назарбаева: "Наши люди не могут нормально фотографироваться"

Мастеру обидно за некультурную публику, из-за которой фигуру Президента отправили на доработку.

Создатель восковой фигуры Нурсултана Назарбаева Айдос Есмагамбетов рассказал о судьбе главного экспоната выставки в столичном Дворце мира и согласия, с которым в квартире провёл не один месяц.

Музей восковых фигур в Астане открылся 13 июля. Копии мировых политических лидеров, героев кино и деятелей эстрады представил публике Санкт-Петербургский музей восковых фигур. Среди экспонатов были и работы казахстанского скульптора Айдоса Есмагамбетова: фигуры Нурсултана Назарбаева, Барака Обамы и Абылай хана. Но именно фигура Президента пользовалась у зрителей наибольшим спросом.

Однако через несколько дней воскового Назарбаева удалили с выставки. Фигуру отправили на реставрацию, а в администрации Дворца мира и согласия рассказали, что ему немного помяли лицо и испортили рубашку.

Как признался Айдос, фигуру Президента ему пришлось реставрировать из-за неосторожного обращения посетителей.

"Наши люди не только искусство толком не ценят, но и не могут даже нормально фотографироваться: снимают шапку с Абылай хана, надевают её на себя, трогают фигуры, обнимаются с ними. Так нельзя. Жалуются ещё, что Назарбаев на себя не похож", – негодует скульптор.


Фото Айдоса Есмагамбетова

Посетители выставки действительно отмечали, что фигура Президента на Президента не похожа.

"Да, многие говорят. Но меня нельзя сравнивать с музеем мадам Тюссо. Потому что у них над каждой фигурой работает целая команда: скульптор, стоматолог, парикмахер, стилист и многие другие. Они, допустим, если делают скульптуру какой-то знаменитости, приглашают этого человека к себе. Со всех ракурсов фотографируют, замеряют метражной лентой, делают слепки, собирают всю информацию об анатомических особенностях. А я работаю один и могу ориентироваться чисто по фотографиям в интернете. Если бы у меня была возможность делать то же, что и те мастера, то мои фигуры были бы более реалистичными", – пояснил Айдос.

Сейчас Айдос Есмагамбетов работает над фигурой боксёра Геннадия Головкина. Пока нет возможности заняться этим в полную силу – скульптор часто бывает в разъездах. На сегодняшний день он создал уже множество работ, но только три из них считает ключевыми. Это, конечно же, Нурсултан Назарбаев, Барак Обама и Абылай хан. Все они выставлены в музее восковых фигур в Астане.

Айдос пояснил, что воска в современных фигурах, в том числе тех, что сейчас выставляются в столице, нет. Этот материал давно устарел и не позволяет достичь того самого гиперреализма, к которому сегодня стремятся практически все тематические музеи и выставки. Поэтому основной инструмент современных скульпторов – это силикон с разного рода примесями. "Восковыми" эти выставки называют, скорее, по привычке и для благозвучия. Как ни крути, на выставку "силиконовых со смешанными в различных пропорциях химическими примесями фигур" придёт куда меньше народа.

Посвятить себя этому непростому ремеслу Айдос решил около 10 лет назад, когда увидел по телевизору выставку музея восковых фигур мадам Тюссо.

"В то время, когда Барак Обама стал президентом, по телевизору показывали сюжет о том, что знаменитый музей мадам Тюссо сделал его восковую копию. Тогда я подумал, почему мы, казахстанцы, всё время должны удивляться тому, что на Западе кино лучше, певцы лучше, скульптуры лучше. Почему мы не можем так же? Тогда я поставил себе цель делать скульптуры. Американцы делают фигуры своих президентов, надо срочно сделать и нам своего", – рассказал Айдос. 

Парень нигде целенаправленно на скульптора не учился, всю нужную информацию нашёл в интернете.

"У нас вообще творческая семья: отец, когда служил в армии, рисовал альбомы и картины, мама тоже художник. У меня три сестры и два брата – кто поёт, кто рисует, кто танцует, – рассказал о себе автор фигуры Президента. – Информацию для работы собираю по знаменитым восковым выставкам – там, бывает, указывается состав фигур. Вижу для себя какое-то новое вещество, например, стеклопластик, сразу начинаю его гуглить: какие у него физические свойства, как быстро застывает, с чем можно смешивать, где купить. Всё это изучаю".

На создание одной фигуры у мастера уходит от шести месяцев до года. Кропотливая работа ведётся в несколько этапов. Сначала Айдос создаёт на компьютере 3D-модель будущего экспоната. Как признаётся автор, это необязательно, но придаёт наглядности и помогает с определением пропорций. После моделирования начинается изготовление каркаса будущей скульптуры, на которую наносятся несколько слоев разных силиконовых растворов. В завершение автор добавляет детали: подбирает оттенок кожи, рисует морщины и дефекты, по одной волосинке делает шевелюру. Отдельная головная боль – это зрачки.


На одну скульптуру уходит от шести месяцев до года

Фото Айдоса Есмагамбетова
На одну скульптуру уходит от шести месяцев до года

"Сразу сделать нормальные зрачки никогда не получается. Я отливаю множество протезов, прежде чем получится правильный: то форма получится неровной, то пузырями пойдёт. После того, как форма всё-таки будет готова, я придаю глазам реализма: дорисовываю капилляры и пятна", – делится мастер тонкостями работы.

Как признался Айдос, его увлечение совсем недешёвое, чтобы оплачивать дорогостоящие материалы, приходится подрабатывать. В свободное время скульптор занимается фото- и видеосъёмкой, делает грим для кино и создаёт силиконовые косметические протезы. Последние вызывают особый интерес и довольно жутко выглядят. По сути это такие силиконовые перчатки, которые выглядят в точности как человеческая кисть, только без некоторых пальцев. Люди без пальцев на руках носят такие, чтобы не смущать окружающих. Каким-то особым функционалом такие протезы не обладают, но выглядят очень реалистично.


Скульптор подрабатывает созданием реалистичных протезов

Фото Айдоса Есмагамбетова
Скульптор подрабатывает созданием реалистичных протезов

"Это уже другое направление, медицинское. У нас в Казахстане не хватает специалистов, которые делают такие вот косметические протезы. Недавно я делал такой для одной женщины. У неё нет трёх пальцев. Я сначала делаю слепок руки в специальном материале, он моментально застывает и сохраняет форму руки в мельчайших деталях, со всеми морщинами и порезами. Форма остаётся, я заливаю супергипсом. Потом на основе этой формы я уже начинаю делать пальцы для протеза", – пояснил Айдос.

В планах скульптора – расширить студию, нанять ещё несколько мастеров и открыть уже свою собственную выставку.

"Конечно, хотелось бы, чтобы была какая-то поддержка от государства. Чтобы можно было открыть студию и уже спокойно от души работать. Я не хочу известности или больших денег, я вошёл в это искусство от чистого сердца. Пусть хоть сколько сложная и кропотливая работа это будет, я всё равно должен её делать", – подытожил скульптор.

Поделиться:

Новости партнеров