Как рассказал в кулуарах республиканского научно-практического семинара по совершенствованию устойчивого управления экосистемами менеджер ПРООН по сохранению биоразнообразия Талгат Кертешев, для сохранения популяции сайгаков очень важно сохранить пути их миграции. В науке они называются "экологические коридоры" и, по его словам, могут проходить как через пахотные земли, так и леса, и даже дорожно-транспортные системы. 

В этой связи, как заявил Талгат Кертешев, существует большая проблема из-за отсутствия в Казахстане мест перехода животных через дороги. 

"Большая проблема сегодня: мы построили хорошую дорогу, допустим, Астана – Щучинск или Западная Европа – Западный Китай. Но ни в одном месте нет пути перехода для крупных млекопитающих. Это большая проблема, потому что таким образом мы создаём искусственные преграды и не обеспечиваем пути перехода, идёт фрагментация мест обитания. В республиканскую схему развития территорий мы внесли предложения о том, что во время планирования транспортной сети они должны быть обеспечены путями миграции, путями перехода животных", – пояснил он. 

В качестве успешных примеров специалист привёл опыт Африки и Норвегии с Италией, где существуют подземные и надземные переходы для крупных млекопитающих.

По информации Талгата Кертешева, долгосрочная стратегия по сохранению биоразнообразия уже существует, она предусматривает, в том числе, и строительство дорожных переходов для сайгаков и джейранов. Однако, как он утверждает, на протяжении уже трёх лет проект не могут принять. 

"Всё это обозначено в будущей стратегии по сохранению устойчивости биоразнообразия до 2030 года. Проблема в том, что нет ни одного стратегического документа, направленного на долгосрочную перспективу. В течение трёх лет в Казахстане этот документ не могут одобрить, этот проект был разработан совместно с Министерством охраны окружающей среды и ПРООН. Сегодня как такового этого министерства нет, все вопросы биоразнообразия передали в состав Минсельхоза, и на этом уровне они зависли", - сказал Кертешев. 

Также представитель ПРООН пошагово обозначил решение проблемы создания переходов для миграции сайгаков через действующие дороги и трассы. 

"Что мы предлагаем Комитету по транспорту. Во-первых, сейчас нет научных исследований и доказательств, что через ту или иную дорогу проходят пути миграции. Необходимо определить пути миграции на основе новых технологий. На втором этапе Минсельхоз должен вносить предложения в Минтранспорта о том, что здесь такие виды мигрируют, и для них подходит туннельные или надземные экодуки. Нужно такое обоснование, и тогда, на третьем этапе, они могли бы предусмотреть дополнительное строительство таких путей переходов", - озвучил предложения Талгат Кертешев. 

Кроме того, во время пресс-брифинга и.о. председателя лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства РК Кайрат Устемиров сообщил, что уже подана заявка в глобальный экологический фонд на реализацию нового проекта, стоимость которого порядка девяти миллионов долларов. По его словам, одним из его компонентов как раз станет изучение сайгаков. 

Как пояснил Талгат Кертешев, из девяти миллионов долларов около четырёх миллионов предусмотрено на сохранение мест обитания сайгаков и снежных барсов.  

"Проект новый "Устойчивое управление лесами и лесной экосистемой" состоит из трёх компонентов. Один из основных, первый компонент, предусматривает сохранение экосистем как местообитания снежного барса и сайгака. В рамках этого проекта будет разрабатываться проектный документ. Первый этап – проектное предложение. Для первого этапа предусмотрено где-то четыре миллиона долларов", - объяснил специалист. 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter