Прямой эфир Новости спорта

"Атамекен" уличил отдельных казахстанцев в "потребительском экстремизме"

В НПП "Атамекен" привели факты, когда потребители возвращали ювелирные изделия, заменив драгоценные камни на подделку.

В Казахстане злоупотребляют законом о защите прав потребителей. Так называемые потребительские экстремисты покупают товар и через несколько дней возвращают его, чтобы получить необоснованную выгоду. Об этом на заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции заявил директор департамента правовой защиты предпринимателей НПП "Атамекен" Олег Савеленко.

"Появляется группа потребителей, которая использует положение закона с целью получения необоснованной выгоды и доходов, получившее в теории название "Потребительский экстремизм". Мы говорим о таких случаях, когда приобретаются платья перед выпускным балом и на следующий день оно возвращается или любая другая одежда. Приобретаются технологически сложные вещи, такие как сотовые телефоны или автомобиль, и по малозначительным причинам – мелкие технические неисправности или просто не удовлетворяют тот или иной спрос – у потребителя идёт уже возврат телефона или по истечении какого-то времени автомобиля. Это не совсем правильно и не соответствует требованиям законодательства Таможенного союза", – сказал он.

Как отметил Олег Савеленко, общество по защите прав потребителей в том виде, в котором оно сейчас есть, практически не выполняет те обязанности и задачи, которые перед ними поставлены законом. По его словам, не производится общественный контроль за безопасностью продукции, работ и услуг, поэтому бывают случаи, когда потребители действуют с преступным умыслом.

"Существуют случаи, когда при возврате ювелирных изделий затруднительно сразу сделать экспертизу – то ли это изделие, которое действительно было приобретено в магазине. Представители бизнес-ассоциации заявляют, что есть факты подмены драгоценных камней или составных частей драгоценных изделий. Законодательство других стран не предусматривает возврата ювелирных изделий. Этот вопрос необходимо обсуждать, в том числе на законодательном уровне", – подчеркнул он, добавив, что общество по защите прав потребителей должно работать не только по факту нарушения прав, но и улучшать законодательство в этой сфере.

"У общества по защите прав потребителей отсутствует стабильное и постоянное финансирование, нет источников дохода, они находятся на достаточно слабой стадии, отсутствует тот экспертный потенциал, который им необходим", – отметил он.

Согласно действующему законодательству Казахстана, потребитель вправе в течение 14 календарных дней с момента покупки обменять или вернуть товар. Однако Олег Савеленко считает, что этот срок не является оптимальным для всех товаров.

"По разной категории товаров можно сделать специальный срок.14 дней – это общий срок, он оптимален для большинства товаров, которые можно обменять без утери качества и свойств этого товара. Но есть специальные товары, которые требуют особого подхода. Таким образом, законодательство о защите прав потребителей должно быть немного сложнее и многофункциональнее, чтобы рассматривать различные сферы деятельности", – сказал он.

"Например, в отношении ювелирных изделий требуется своя специфика. Прежде чем вернуть товар, мы считаем, необходимо провести определённую экспертизу на соответствие товара тому качеству, которое было заявлено при его продаже, к примеру, по автомобилям, о чём заявили наши коллеги из Караганды. Из-за мелких неисправностей в работе электроники или другой аппаратуры возникает требование по обмену стоимости автомашины, несмотря на изменение курсовой разницы и в целом стоимости автомобиля", – добавил он.

Заместитель председателя Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК Рустам Ахметов согласился с замечаниями предпринимателей.

Он отметил, что министерство готово начать работу над улучшением законодательства в сфере защиты прав потребителей.

"Система защиты прав потребителей и законодательства нуждается в совершенствовании, если прямо говорить именно о повышении эффективности контроля за правами потребителя. Те факты, которые приводились докладчиком, мы видим, что есть вопросы, требующие законодательного разрешения. Мы готовы начать эту работу, но общей картины оно не меняет. Мы приступим к разработке проекта, исходя из поручений, которые даны нам на заседании Правительства. Мы видим уже, по каким направлениям будем работать, и обязательно привлечём к участию представителей НПП "Атамекен", – сказал он.

Результаты обсуждения палата направила в Министерство национальной экономики РК.

Поделиться:

Новости партнеров