Директор департамента антикоррупционной политики Агентства по противодействию коррупции РК Данияр Сабирбаев считает, что процедуру прохождения технического осмотра автомобилей нужно приостановить в Казахстане. Об этом он заявил на брифинге в Нур-Султане.

По его мнению, сегодня технический осмотр не отвечает задачам, которые на него были возложены изначально.

"Техосмотр практически превратился в дополнительную ренту, нагрузку для автолюбителей, и в принципе, кроме как коррупционной нагрузки, он свои функции не исполняет. Фактически сегодня техосмотр превратился в фикцию, в формальность, которая не имеет под собой никаких оснований", – сказал Данияр Сабирбаев.

Он считает, что вопрос о приостановке прохождения техосмотра необходимо обсуждать на общественных слушаниях. Их планируют провести в августе.

"Мы предлагаем начать по этому вопросу гражданские общественные слушания. Мы должны в диалоге с общественностью решить, какую модель мы выберем", – добавил спикер.

По его словам, в других странах существуют альтернативы техосмотру. Перенять опыт можно у Германии, Китая и Грузии.

"Грузинский опыт есть, почему бы его не взять за основу? В Грузии отменили техосмотр и сегодня они внедряют техосмотры на принципах ЕС. Но они сделали очень просто, они не смогли на тот момент принять решение и придумать, как бы сделать техосмотр таким образом, чтобы он не превратился в то, что у нас сейчас имеется. До того момента, пока они не выработали модель, при которой не было бы возможности совершения коррупционных правонарушений, они приостановили прохождение техосмотра", – рассказал он.

Руководитель республиканского проектного офиса "Адалдық алаңы" Мирас Каргабай сообщил, что его подразделения провели мониторинг сферы техосмотра транспортных средств. В Алматинской области проверяющие выявили факт прохождения техосмотра по фото в WhatsApp, без фактической проверки автомобиля.

"В Талдыкоргане тайный покупатель без заезда авто смог за 6000 тенге приобрести техническую карту, внесённую в единую информационную систему обязательного технического осмотра. При этом автомобиль, прошедший технический осмотр, был снят с учёта ещё в 2016 году. Однако для этой организации это не явилось проблемой: несмотря на это, они смогли с легкостью внести транспорт в базу данных и предоставить техкарту. Стоит отметить, что это не единичный факт", – подчеркнул он.

Он добавил, что в Акмолинской области также провели мониторинг бесплатных объявлений, чтобы установить факты незаконного изготовления талонов и прохождения технического осмотра автотранспортных средств, зарегистрированных за пределами Казахстана. Проверяющие выявили объявления о прохождении техосмотра автомобилей, которые зарегистрированы в РФ, в Армении и Кыргызстане. Всего удалось обнаружить 32 таких объявления.

"Услуга по выдачи талона с внесением данных стоила 5000 тенге, для неофициального талона без внесения данных в информационную систему – 4000 тенге. Для получения услуги достаточно было лишь отправить фото и документы на автотранспорт с использованием WhatsApp без самой технической проверки", – отметил Мирас Каргабай.

Ранее проектный офис "Ақмола – адалдық алаңы" уже предлагал рассмотреть вопрос об исключении требования прохождения технического осмотра личных автотранспортных средств, и применять его только для общественного транспорта и автомобилей, состоящих на балансе государства.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter