Причины самоубийства несовершеннолетних озвучили в Министерстве образования и науки Казахстана. В ведомстве обратились к родителям с просьбой уделять побольше внимания своим детям.
"Мероприятия по пресечению деятельности групп в социальных сетях, направленных на пропаганду суицида и насилия, ведутся непрерывно", – сообщили в Министерстве образования и науки в ответе на официальный запрос редакции informburo.kz.
По данным ведомства, с 2014 года до начала 2017 года было закрыто более 190 подобных аккаунтов, пропагандирующих идеи суицида. С начала 2017 года заблокированы ещё порядка 40 групп. В МОН отметили, что в случае выявления влияния таких групп с детьми будет проведена работа и оказана необходимая медико-психологическая помощь.
"По данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК, в январе 2017 года в республике среди несовершеннолетних зафиксировано 20 фактов завершённого суицида и ещё 23 попытки самоубийств. Правоохранительные органы не выявили связи совершения суицидов с социальными сетями", – говорится в ответе МОН.
В ответе пояснили, что толкает детей на суицид.
"По мнению специалистов, треть случившихся суицидов совершены по причине одиночества и 20% подростков покончили с собой из-за конфликтов с близкими людьми", – сообщили в МОН РК.
Ведомством выработаны рекомендации по проведению информационно-разъяснительной работы среди учащихся и их родителей. В МОН рассчитывают на содействие ассоциации родителей Казахстана и других родительских сообществ.
"Мы просим уделять своим детям больше внимания, проявлять искреннюю заботу и душевную теплоту. Также родителям необходимо больше интересоваться средой общения ребёнка, кругом его интересов и увлечений", – обратились в ведомстве к родителям.
Совместно с Генеральной прокуратурой, министерствами внутренних дел, информации и коммуникаций, здравоохранения, общественными родительскими объединениями и местными исполнительными органами проводятся профилактические мероприятия по предотвращению самоубийств среди несовершеннолетних, принимаются меры по устранению условий для их возникновения.
В казахстанских школах ведётся широкомасштабная работа с подростками, к которой привлечены как психологи, так и специалисты-медики.
В Министерстве внутренних дел, в свою очередь сообщили, что ведётся мониторинг сети интернет на предмет выявления групп с идеями суицида и иной противоправной направленности. В ведомстве уточнили, что на территории Казахстана не были зарегистрированы факты самоубийств, связанных с суицидальными играми в сети. Однако в МВД не исключают роста числа детей, вовлечённых в игры, пропагандирующие суицид.
"В последнее время в социальных сетях появились группы, в которых пропагандируются идеи суицида, описываются способы совершения самоубийств. В связи с усиливающимся интересом подростков, в том числе вследствие обширного освещения в СМИ, не исключается увеличение количества детей, вовлечённых в подобные игры", – говорится в ответе на официальный запрос редакции informburo.kz.
В МВД отметили, ссылаясь на информацию из открытых источников, что первые группы с такими идеями появились в России и распространились в популярной сети "ВКонтакте". Ссылки на эти группы также распространяются среди пользователей Instagram и так далее. Действия создателей групп, по данным правоохранительных органов, могут быть квалифицированы по статье 105 части 3 УК РК "Доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство путём угроз, совершённые в отношении несовершеннолетних".
По данным МВД, в 2016 году в Казахстане расследовано девять уголовных дел по фактам доведения до самоубийства несовершеннолетних. Однако каких-либо сведений о влиянии социальных сетей на их поведение не было получено.
Сотрудники МВД обратились к родителям и педагогам с просьбой сообщать в полицию обо всех фактах распространения идей суицида. В ведомстве отметили, что по каждому факту будет проводиться тщательное расследование. Правоохранительные органы также просят граждан особо обращать внимание на страницы, группы в социальных сетях, где зарегистрированы дети, и предоставлять всю имеющуюся по ним информацию.