Прямой эфир Новости спорта

В условиях дефицита республиканского бюджета высокий курс тенге невыгоден

Экономист Жанат Нургалиев о возможных способах пополнения госбюджета Казахстана.

На 1 сентября активы Национального фонда, согласно отчётам Минфина, составили 31,8 трлн тенге. На эту же дату поступления в фонд составили 5,4 трлн тенге. Из них правительство решило использовать пока 4 трлн, но, скорее всего, ещё будет дополнительный трансферт.

Представим себе ситуацию, если мы будем только использовать средства Нацфонда и при этом не будет туда поступлений. В таком случае активов фонда республике хватит на 6 лет. Если мы будем брать по 5-5,5 трлн тенге, а ежегодные поступления будут на уровне 6-7 трлн тенге, то денег Нацфонда Казахстану хватит где-то на 10-12 лет. То есть у нас есть некий запас времени. В этот период мы можем использовать резервы достаточно эффективно.

Думаю, в ближайшие месяцы будет наблюдаться некая стабилизация курса национальной валюты. Вообще, в условиях дефицита республиканского бюджета высокий курс национальной валюты невыгоден. Выгоднее, когда курс тенге ослабевает по отношению к доллару, чтобы мы могли завести в государственный бюджет больше тенговой ликвидности и обеспечить расходную часть.

Соответственно, на инфляции курс валюты особо отражаться не будет, потому что те параметры республиканского бюджета, которые были заложены, правительство исполнять будет.

В любом случае мы говорим о том, что у Казахстана расходы бюджета на 2024 год составят 23 трлн тенге, при этом налоговые поступления – 18 трлн, а возможно, и того меньше – 16 трлн. То есть дефицит бюджета по-прежнему будет. Соответственно, для того чтобы выполнять обязательства по расходной части, нам необходимо привлекать трансферты из Национального фонда. В настоящее время трансферты привлекаются тремя способами: во-первых, это гарантированный трансферт, он составляет в текущем году 2 трлн, во-вторых, целевой трансферт (он тоже будет на уровне 2 трлн тенге и даже больше) и, в-третьих, покупка акций.

Так, правительство приняло решение купить акции "Казатомпрома" за счёт денег из Национального фонда. Соответственно, потом пойдут выплаты дивидендов в бюджет, и за счёт увеличения поступлений по неналоговым поступлениям мы перекроем дефицит бюджета.

Акции "Казатомпрома" на сумму 467 млрд тенге, или почти 1 млрд долларов, действительно могут помочь в решении проблемы дефицита бюджета. Однако есть риски, связанные с самим Нацфондом. В настоящее время его портфель активов выполняет на 80% сберегательные и на 20% стабилизационные функции. Если мы увеличим долю стабилизационных активов, то уменьшится доля сберегательных. Это приведёт к тому, что часть активов, которую можно было бы инвестировать за границей, будет использоваться для погашения дефицита бюджета.

Риск в том, что это может снизить доходность от управления Нацфондом, поскольку мы изымаем средства для решения бюджетных проблем, а не накапливаем.

В результате соотношение может измениться, например на 30% стабилизационные и 70% сберегательные функции. Идеально было бы иметь соотношение 15% на стабилизационную и 85% на сберегательную, чтобы накапливать средства для будущих поколений. В настоящее время Нацфонд также имеет право на средства для будущих поколений, и общественное внимание к его активам возросло. Очень важно увеличивать эти активы и обеспечивать положительную доходность, поскольку казахстанцы заинтересованы в том, чтобы средства, управляемые Нацфондом, приносили доход.

Операции по расходованию средств, полученных от продажи валюты, проводит Нацбанк совместно с Минфином. Соответственно, деньги после продажи поступают на счёт Министерства финансов и затем идут на покрытие дефицита бюджета для выполнения принятых обязательств.

К сожалению, у Казахстана по итогам первого полугодия есть невыполненные принятые обязательства по расходной части. К примеру, бизнес-предприятия, выполняющие госзаказы в сфере ремонта и благоустройства дорог, других объектов, уже почувствовали, что обязательства не выполняются вовремя и в полном масштабе. То же самое, согласно отчётности, с обязательствами по первому полугодию перед здравоохранением: они не были выполнены на 400 млрд тенге. Эти обязательства отложили на второе полугодие. Думаю, ближе к концу года выполнят.

Если мы не опираемся на активы Нацфонда, то из других способов финансировать бюджет остаются только внешние и внутренние заимствования. Но внешние заимствования увеличивают государственный долг. А для внутренних займов мы выпускаем облигации, и тем самым Минфин увеличивает свои обязательства по этим инструментам на внутреннем рынке.

Остаётся ещё один способ пополнения бюджета – повышение налоговых ставок. Сейчас этот вопрос очень активно обсуждается, поэтому президент дал дополнительное время на рассмотрение нового Налогового кодекса, чтобы детально всё это обсудить. В этом случае надо учесть все интересы. И обеспечить деньгами гособязательства, и при этом не передавить бизнес, чтобы не получить отрицательный мультипликативный эффект для нацэкономики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров