В последние годы в Казахстане довольно активно поднимались вопросы о необходимости изменить действующий Закон "О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций". Этому способствовал ряд обстоятельств. Назову наиболее важные.

Во-первых, действующий закон был принят в марте 1995 года, то есть ещё до принятия Конституции 1995 года, и носил рамочный характер. Основная роль в установлении правил проведения мирных собраний отводилась маслихатам, что привело к различному правовому регламентированию в разных регионах страны.

К примеру, маслихат Нур-Султана установил только места, в которых возможно проведение мирных собраний. В других регионах маслихаты устанавливают отдельные правила и требования по дополнительному регламентированию проведения митингов.

Во-вторых, с объявлением независимости и вступлением Казахстана в Организацию Объединённых Наций наша страна приняла на себя ряд обязательств, ратифицировав международные соглашения, включая Международный пакт о гражданских и политических правах и другие.

И, в-третьих, в своём Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года глава государства Касым-Жомарт Токаев поставил конкретную задачу по совершенствованию законодательства о митингах.

Во время рассмотрения законопроекта была проведена огромная работа – изучались собственный опыт, законодательная база, опыт международных стран. В рамках концепции "слышащего государства" в ряде городов проведены общественные слушания. Отдельную презентацию законопроекта провели для международных организаций и дипломатических представительств.


Читайте также: Токаев подписал поправки по вопросам проведения мирных собраний в Казахстане


Во время обсуждения законопроекта в Мажилисе проведён круглый стол с представителями правозащитных, международных организаций и с участием в онлайн-режиме более 100 неправительственных организаций в регионах страны.

Дважды одобренный Мажилисом законопроект обсуждался на заседаниях Сената.

На каждом этапе в законопроект вносился ряд изменений.

В чём наиболее характерные особенности закона?

Об этом уже не раз говорилось. Выделю наиболее существенные положения.

Законом внедряются базовые принципы мирных собраний. Ключевой, пожалуй, – принцип презумпции в пользу проведения мирных собраний. Это означает, что при отсутствии обоснованных причин для ограничения или запрета на проведение мирного собрания мирное собрание должно состояться.

Этот принцип относится к базовым принципам ОБСЕ и разработан в 2007 году под эгидой Бюро по демократическим институтам и правам человека.


Читайте также: Депутаты Мажилиса: Законопроект о мирных собраниях даёт людям больше возможностей высказывать свою позицию


До принятия нового закона места, разрешённые для собраний местными исполнительными органами, обычно были расположены на окраине населённого пункта. Новым законом установлено, что мирные собрания, за исключением пикетирования, будут проводиться в специализированных местах.

Главный принцип для определения специализированного места назвал президент – "в центральных частях, а не на окраине городов". Теперь количество специализированных мест для пикетов, собраний и митингов в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент и областных центрах должно составлять не менее трёх в центральных частях каждого района города либо города, если в нём нет делений на районы. Например:

  • в столице количество специализированных мест составит не менее 12;
  • в Алматы – не менее 24;
  • в Шымкенте – не менее 12;
  • в Караганде – не менее 6.

Что касается пикетов, то они могут проводиться в любых местах, у любого объекта, в том числе и у зданий центральных государственных органов, местных исполнительных органов, за исключением запрещённых мест, которые чётко прописаны в законе.

Сокращён перечень отказов в проведении мирного собрания

Одним из недостатков утратившего силу закона являлся запрет на организацию мирного собрания одним гражданином. Это учтено в новом законе, и запрет исключён.

Значительно сокращён перечень обязанностей организатора. Например, исключается обязанность организатора мирных собраний требовать от участников не скрывать своё лицо, в том числе не использовать предметы одежды и иные средства, препятствующие распознаванию лица.

При этом предлагается закрепить право организаторов и участников мирного собрания использовать средства индивидуальной защиты, направленные на охрану здоровья.

Сокращён и перечень отказов в проведении мирных собраний. Установлено, что отказ должен быть мотивированным и обоснованным, должны быть указаны конкретные причины отказа в проведении мирного собрания.

В результате обсуждений сокращены обязанности журналистов и запреты для них.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что принятый Парламентом и подписанный главой государства Закон "О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан" позволит не только установить единые правила проведения мирных собраний во всех регионах республики, но и даст дополнительные права гражданам мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированные Конституцией.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter