Прямой эфир Новости спорта

Реформы были приняты населением

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Директор Института прикладных этнополитических исследований Талгат Калиев назвал главные политические события 2023 года.

В 2023 году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев продолжил политическую модернизацию в стране. Начало года ознаменовалось выборами в сенат, которые прошли уже по новой избирательной системе. По предложению Токаева в марте 2023 года состоялись внеочередные выборы в мажилис и маслихаты по новой, смешанной системе. Они и стали главным политическим событием уходящего года. 

Выборы в мажилис проходили по новым правилам: по смешанной пропорциональной и мажоритарной системе. Возвращение самой мажоритарной системы – это огромный шаг, поскольку речь идёт о возрождении института публичной политики. Это большой пласт вопросов, в котором находится и пространство политической репутации, и профессионализация политики. Сегодня любой молодой человек может выбрать для себя путь профессионального политика и заниматься этим с 20 лет – это время, когда можно баллотироваться в маслихаты, дальше в сельские и районные акимы. Впоследствии с 25 лет можно баллотироваться в мажилис, далее выстроить карьеру до президентского кресла. Всё это можно будет сделать самостоятельно, без опоры на политические партии, в пространстве конституционного права – избирать и быть избранным. Значение этого трудно переоценить.

Заслуживает внимания появление в мажилисе депутатов-одномандатников. Они, безусловно, будут всегда конкурировать с партийными, потому что они не ограничены партийной дисциплиной, внутренними регламентами, более свободны в риторике. Они будут конкурировать за внимание и остроту поднимаемых вопросов с политическими партиями. Политические партии, чтобы вернуть себя в центр повестки, вынуждены также подстраиваться и адаптировать свою риторику.

В ноябре 2023 года в Казахстане прошли выборы акимов районов и городов областного значения в пилотном режиме, они коснулись примерно четверти таких территориальных единиц. 

Это очень серьёзный шаг в сторону повышения местного самоуправления, расширения участия граждан в жизни своих городов, районов. Это уровень распоряжения серьёзными бюджетами, уровень, на которым можно инициировать какие-то инфраструктурные проекты, подавать заявки в область и центр, чтобы пробивать финансирование. Это уровень принятия серьёзных решений, достаточных для того, чтобы повлиять на повседневную жизнь граждан. Выбирая акимов районов и городов, граждане влияют на то, как их жизнь будет складываться в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Результаты своего выбора они будут видеть непосредственно в ближайшее время. 

К середине 2023 года была осуществлена перезагрузка основных политических институтов: президента, парламента, правительства. Эффект от реформ политической системы национального масштаба, которые запустил Касым-Жомарт Токаев, будет иметь среднесрочный и долгосрочный характер. 

Большое видится на расстоянии. Перезагрузка произведена. Но реформа означает изменение формы, оно должно повлечь за собой изменение содержания. Количественные изменения должны повлечь очень серьёзные качественные преобразования, потому что демократия, система общественных отношений, система взаимоотношений между властью и обществом – это дорога с двусторонним движением. Требуется ещё и активизация общественных процессов и институтов, когда будет формироваться новая политическая традиция и культура, в которой каждый субъект займёт своё место, каждый актор будет понимать свои полномочия. Полномочия – их не дают, их берут. Общество должно будет брать эти полномочия, отвоёвывать себе какие-то позиции. Это процесс продолжительный. Будет, безусловно, сопротивление внутри системы и серьёзный поиск баланса. Но главное, что институциональные основы для этого созданы. 

Ещё одним важным событием стало возрождение с 1 января 2023 года Конституционного суда. Он действовал на заре независимости республики, и именно его упразднение привело к деформации политической системы и монополизации власти. 

Сейчас возрождение Конституционного суда оценивать ещё рано, но само по себе его значение с точки зрения влияния на обеспечение баланса власти, защиты незыблемости Конституции переоценить трудно. Внимание к нему было достаточно высоким. Была статистика, что в первый месяц его работы было подано около двух тысяч обращений, исков в Конституционный суд. Граждане могут напрямую обращаться, это чрезвычайно важно. Тот факт, что к нему такое повышенное внимание, говорит ярче всего о том, что реформы были приняты населением, и за ними граждане Казахстана внимательно следят.

В 2023 году президент Касым-Жомарт Токаев продолжил политику демонополизации экономики и борьбу с олигополией. Одним из инструментов стал принятый закон "О возврате государству незаконно приобрётенных активов", Казахстану было возвращено активов на сумму около 1 трлн тенге. Кейс с активами "АрселорМиттал Темиртау" также должен стать показательным примером.  

Смена собственника "АрселорМиттал Темиртау" и возвращение "Карметкомбината" казахстанскому собственнику – это очень серьёзный шаг. "АрселорМиттал Темиртау" был одним из примеров того, как нельзя распоряжаться такого рода активами с угрозой для жизни работников, с ущербом для экологии и региона. Тот факт, что сегодня мы смогли вернуть даже такого гиганта в собственность, говорит о том, что процесс обретает необратимый характер. Какое это будет иметь значение для страны и общества? Это важно для будущих поколений, для той самой политической традиции. Все, кто рассчитывал расхищать страну, выводить капиталы за рубеж, должны понимать, что они тоже могут стать субъектами расследования. Они должны понимать, что невозможно быть богатым в бедной стране, невозможно расхищать страну и оставаться безнаказанным. Я думаю, что это должно стать в первую очередь примером и отрезвляющим фактором для тех, кто рассчитывал это делать. 

Концепция "слышащего государства" стала одним из значимых элементов политики президента Касым-Жомарта Токаева в этом году. Она всё ещё находится в процессе своего становления. Иногда "слышащее государство" понимают по-своему, и концепция обретает искажённые формы. Например, когда госорганы реагируют на критику, резонанс и позволяют себя шантажировать через хайп в социальных сетях. В целом государство реагирует на общественный запрос и мониторит его. 

Ещё в 2019 году в своей предвыборной программе президент Касым-Жомарт Токаев обещал, что по наиболее важным стратегическим проблемам решения будут приниматься посредством референдумов. В 2023 году Токаев предложил вынести на общенациональный референдум вопрос о строительстве АЭС как "крайне важный вопрос, касающийся будущего нашей страны". 

Президент Токаев изначально обещал, что вопрос строительства АЭС будет решаться через референдум, то есть в данном случае он не реагировал на какие-либо резонансы, он был последователен в этом решении. На самом деле вопрос строительства АЭС для нас чрезвычайно важный, у нас высокие фобии, в том числе исторически обусловленные семипалатинскими испытаниями. Это можно назвать оправданным, поэтому решение нужно принимать на референдуме.

В послании народу Казахстана в 2023 году президент Касым-Жомарт Токаев заявил о создании Министерства водных ресурсов и ирригации, которое призвано заниматься эффективным развитием водохозяйственной системы в условиях нарастающего дефицита воды в регионе.

Появление новых министерств – это важный шаг, особенно это касается Министерства водных ресурсов. Серьёзнейшая проблема обусловлена как географическими причинами – большая часть воды приходит из-за рубежа, так и внутренними проблемами – многие мелиоративные сооружения у нас были разбазарены, в частной собственности, не имели достаточного ухода и обслуживания и сейчас находятся в плачевном состоянии. Министерству предстоит гигантская работа: необходимо дополнительно выстраивать партнёрские отношения с нашими соседями по совместному использованию трансграничных рек, жёстко отстаивать наши позиции и параллельно строить большое количество водохранилищ, очищать русла рек, обслуживать их. 

Президент также заявил о необходимости восстановить Министерство транспорта, которое упразднили в 2014 году. 

Что касается Министерства транспорта, здесь речь будет идти и об автомобильных, и о железных дорогах, которые важны с точки зрения развития Транскаспийского транспортного коридора. Мы 30 лет говорили о стремлении сделать Казахстан транзитным государством. И при этом каких-либо серьёзных проектов, за исключением дороги Западная Европа – Западный Китай, пары железнодорожных веток и дороги от Астаны в Бурабай, толком завершено не было. Даже автодорога между Алматы и Астаной ремонтируется и строится уже десятилетия. С этой точки зрения вопрос создания Министерства транспорта очень важен. Это не просто назревшее, это, можно сказать, запоздалое решение.

Казахстан в 2023 году находится в полосе турбулентности по всему внешнему контуру. Это и продолжающаяся война между Россией и Украиной, и события на Ближнем Востоке. Это влияет на внешнеполитические процессы и получает проекции на внутреннем пространстве.

Тем не менее мы начали понимать, насколько благополучен сегодня Казахстан, насколько важно это сохранить. Мы поняли, что мир в целом становится небезопасным, во многих регионах проходит волна нестабильности. Важно ценить то, что мы имеем сегодня. Самое главное, что была предложена новая экономическая политика и приоритеты, общество их принимает и воспринимает адекватно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Новости партнеров