Прямой эфир Новости спорта

Вместе выплыть из омута кризиса

изображение Etoday.kz
изображение Etoday.kz
Казахстан – одна из тех стран, которые низкие мировые цены на сырьё затягивают в омут кризиса. Выход один - восстанавливать обрабатывающую промышленность.

Исправление структурных диспропорций в экономике и развитие ненефтяных отраслей – таких как сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность – возможно с углублением интеграционных процессов в ЕАЭС.

Одной из основных экономических проблем Казахстана является деградация промышленности. В советское время в республике производились машины и оборудование, синтетические волокна, текстильные и другие изделия обрабатывающей промышленности. Сегодня наиболее технологичные и сложные отрасли, такие как машиностроение, химическая и нефтехимическая, лёгкая промышленность или резко сократились, или практически исчезли.

Слабая материально-техническая база, физический и моральный износ технологического оборудования, недостаточное инвестирование оказали негативное влияние на конкурентоспособность продукции этих отраслей. Так, если в начале 1990 года доля химической промышленности в ВВП страны составляла 7,6%, то сегодня – 0,24%. В республике из почти 900 зарегистрированных в сфере химического производства компаний активными на конец 2016 года являлось менее 270 (причём в основном – 239 – малые). Их товарная номенклатура представлена главным образом продукцией низкой и средней степени передела.

Аналогичная ситуация с лёгкой промышленностью. Только за минувший год число активных производителей в этой отрасли промышленности сократилось на 27% (с 79 предприятий до 58). А ведь в 1990-1991 годах на долю продукции легпрома приходилось 18% от общего объема промышленного производства, сегодня –менее 0,5%.

От многих предприятий остались лишь руины. Яркий пример – Кустанайский завод “Химволокно” (предприятие производило метаарамидные нити для нужд аэрокосмического комплекса и атомной промышленности СССР). Сегодня занимающие 7 гектаров земли останки этого, бывшего некогда конкурентом DuPont и одним из крупнейших предприятий республики, завода продают всего за 300 млн тенге (1рубль = 5,4 тенге).

В итоге за годы независимости в структуре промышленности доля обрабатывающего сектора снизилась почти в 3 раза (с 87 до 31%). При этом удельный вес продукции машиностроения и металлообработки сократился более чем в пять раз, химической и нефтехимической промышленности – в семь, лёгкой промышленности – в 50 раз! С каждым годом в структуре ВВП неуклонно снижается доля сельского хозяйства. Если в 1990 году она составляла 34%, то теперь не превышает пяти.

Основным в структуре национальной экономики стал нефтегазовый комплекс. Добыча углеводородов, став стратегическим продуктом казахстанского экспорта, привела к высокой концентрации доли добычи сырой нефти и природного газа в структуре промышленного производства республики. С 1991 года доля нефтегазового сектора, составлявшая тогда 2,5% от всего промышленного производства республики, выросла почти в 20 раз! При этом основной объем (около 80%) сырой нефти экспортируется. Всё это подвергает экономику страны высоким, связанным с внешними факторами рискам.

Власти, безусловно, понимают опасность существующего серьёзного сырьевого крена и необходимость ухода от него. Ими постоянно декларируются различные стратегии, программы и проекты, направленные на диверсификацию и модернизацию промышленности. Тем не менее ни одна из этих программ полностью не выполнена. Как правило, реализовываются лишь те их части, которые вписываются в добычу и экспорт сырья. В итоге основой отечественной экономики продолжает оставаться отбирающая инвестиции у других отраслей добывающая промышленность.

Неудивительно, что технологические сдвиги в экономике Казахстана приобрели откровенно регрессивный характер, выражающийся в хронической деградации как предприятий обрабатывающей промышленности, энергетики и транспорта, так и системы подготовки квалифицированных кадров для них.

Все успехи, о которых рапортуют чиновники, обусловлены высокими ценами на нефть. Рост стоимости барреля нефти в среднесрочной перспективе даже до 80 долларов не обеспечит прежних высоких показателей экономического роста, в основе которых – освоение и эксплуатация месторождений иностранными инвесторами.

Сегодня, несмотря на множество (текущих и канувших в лету) госпрограмм, не видно никаких драйверов для долгосрочного роста несырьевой экономики. К примеру, не повлияла на ускорение роста обрабатывающей промышленности реализация Программы форсированного индустриально – инновационного развития (2010-2015 гг.). Не оказалась спасательным кругом для экономики страны заявленная в послании президента Назарбаева от 2014 года и финансируемая из бюджета “новая экономическая политика "Нурлы жол”, которая должна стать двигателем роста экономики на ближайшие годы”.

Макроэкономические показатели падают. Вся экономическая политика продолжает строиться на ручном управлении путём административного распределения денег из Национального фонда, Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и т.п. Без изменений и создания новой модели экономического роста у казахстанской экономики шансов на динамичное развитие практически нет.

Принимаемые правительством краткосрочные меры лишь частично решают ставшие системными проблемы экономики. Для качественного изменения структуры экономики необходима её реальная, а не бумажная модернизация и реформирование.

Придать новый импульс развитию казахстанской промышленности может использование интеграционного потенциала ЕАЭС. Однако здесь политическое решение об образовании ЕАЭС должно подкрепляться полноценной экономической инфраструктурой для взаимодействия. Это позволит Казахстану (и не только ему), восстановив свою обрабатывающую промышленность в виде дочерних структур российских, белорусских производителей и совместных предприятий, поставлять продукцию на единый рынок объединения, а также, сформировав механизмы совместного продвижения продукции,– на рынки третьих стран.

В результате получим стимулирование развития обрабатывающей отрасли, рост количества рабочих мест. Вместе с тем следует отметить, что обеспечение межгосударственной промышленной кооперации сопряжено с решением сложной задачи: движением в сторону реальной кооперации и соблюдением при этом национальных интересов.

Поделиться:

Новости партнеров