Замещение ввозимых из-за рубежа товаров их отечественными аналогами – один из эффективных методов стимулирования экономики. В Казахстане за 25 лет не удалось построить диверсифицированную экономику, и экспорт сырья, в основном нефти, является практически единственным источником валюты, на которую все эти годы закупается продукция машиностроения, нефтехимии, обрабатывающей, лёгкой, пищевой промышленности. Согласно проведённому Национальной палатой предпринимателей РК "Атамекен" в 2015 году анализу, в 10 отраслях определено 147 товарных позиций, которые можно заменить отечественными аналогами. Сегодня отечественные нацкомпании, госорганы, недропользователи на закуп этих зарубежных товаров тратят свыше 150 млрд тенге.

Безусловно, власти Республики знают об этой ахиллесовой пяте отечественной экономики. Разрабатываются и принимаются соответствующие программы. В 2001 году была принята "Программа импортозамещения в лёгкой и пищевой промышленности на 2001-2003 годы", целью которой было "восстановление и ускорение комплексного развития лёгкой и пищевой промышленности и обеспечение повышения конкурентоспособности продукции". Согласно этой программе к 2003 году планировалось увеличить долю отечественной продукции на внутреннем рынке до 55% и создать в отрасли новые рабочие места для 10 300 человек.

В 2010 году разрабатывается отдельная "Программа по развитию лёгкой промышленности в Республике Казахстан на 2010-2014 годы", которая является "этапом практической реализации мероприятий по развитию производства конкурентных потребительских товаров лёгкой промышленности высокого качества и в широком ассортименте". Параллельно реализуется "Программа по развитию машиностроения в РК на 2010-2014 годы".

Однако цели этих программ не были достигнуты. Не стала исключением и модернизация трёх имеющихся в Казахстане НПЗ. О планах по их реконструкции неоднократно заявляли и Правительство, и руководство этих заводов, но запустить инновационный механизм и залить страну качественным бензином всё никак не удаётся.

С целью развития отрасли в мае 2009 года постановлением Правительства был утверждён "Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009-2015 годы". Однако с тех пор стоимость их модернизации, которая должна обеспечить импортозамещение на рынке автомобильного топлива, выросла с 3 млрд до более 6 млрд долларов, а срок её завершения смещён уже на 2018 год. Заявленное же в январе 2014 года строительство четвёртого НПЗ вообще отложено на неопределённое время.

Страна декларирует курс на импортозамещение, но не следует ему. Предприятия не демонстрируют опережающего роста, для них характерны высокие затраты, низкий объём продаж, и они по-прежнему проигрывают зарубежным производителям. К примеру, в Казахстане 40% процентов всего импорта приходится на долю машиностроения.

В некоторых отраслях средний показатель импорта зашкаливает за 90%. Так, по товарам лёгкой промышленности импорт удовлетворяет спрос на обувь на 90,6%, верхнюю одежду – на 97,1%, носочно-чулочные изделия – на 95,6%, нижнее бельё – на 99,4%. За время действия программ по её развитию удельный вес отрасли в ВВП Республики с 2,3% в 2000 году сократился почти в 10 раз! А ведь в советское время лёгкая промышленность республики насчитывала свыше 1000 предприятий и формировала более 25% её бюджета.

Лихая кампания импортозамещения, как обычно, проходит по верхам. Таким образом, несмотря на бравые реляции чиновников и представителей компаний о "замещающих" успехах, импортозамещение стало чередой национальных провалов. Для стимулирования мер по увеличению объёмов казахстанского содержания планируется, как заявил в феврале текущего года ныне ушедший в отставку министр национальной экономики Ерболат Досаев, возобновить политику импортозамещения через создание новых производств. Как предполагается это делать в сложившейся на финансовом рынке страны ситуации, когда сворачиваются инвестиционные, зависящие от колебаний цен на нефть, программы, а девальвация тенге обострила риск банкротства многих предприятий, - непонятно.

Для этого требуются инвестиции, инновации, реальная, а не бумажная, государственная стратегия. Надо перестать гоняться за цифрами "растущего" казахстанского содержания, проводить коренную реиндустриализацию базовых отраслей экономики страны, но финансовые средства на импортозамещение целенаправленно не закладываются. В частности, одним из основных инструментов продвижения китайской электротехнической продукции в Казахстан стали контракты по поставке оборудования на объекты, инвестиции в которые китайского же происхождения. Китайские поставщики, таким образом, без особых проблем занимают один из сегментов рынка, ключевого для отечественных предприятий.

Для избавления от "металлолома основных фондов" следует кратно увеличить закупки современного оборудования и, соответственно, его производство. Однако брать на себя решение такой глобальной задачи наши чиновники не хотят: слишком трудно и хлопотно. Куда выгоднее предъявлять Президенту "вершки" в виде списка "импортозамещённой" продукции, скромно при этом умалчивая об отсутствии корешков у этих вершков: действительно действующих современных производств, научных успехов, перехода к новому технологическому укладу.

Самый очевидный изъян подобных "вершков": утратившие конкурентоспособность предприятия получают возможность навязывать свою, нередко оказывающуюся буквально золотой, продукцию заказчикам. Более того, отсутствие рыночных мотивов становится благоприятной почвой для пышного расцвета коррупции. Всё это усугубляется растущей некомпетентностью государственного управления.

Нередко инвесторы, желающие что-то создать, столкнувшись с жаждущими откатов местными властями, теряют всякий интерес к реализации проектов. А ведь помимо всего прочего это тысячи потерянных рабочих мест и недополученные республиканским бюджетом налоги.

Концентрация усилий и помощь государства должны быть направлены на развитие отечественной промышленности в целом, так как модернизация только нескольких секторов не выправит общую ситуацию в экономике, а лишь приведёт к разрыву между её сегментами.

Безусловно, это сложный, дорогостоящий и долговременный путь, но пройти его надо. Иначе все усилия по импортозамещению окажутся тщетными и, подыгрывая чиновникам, мы так и будем закупать "болты и гайки" у отечественных компаний, а серьёзное оборудование – у иностранных производителей. Кроме того, необходима полная прозрачность всех конкурсных и тендерных процедур. В противном случае импортозамещение окончательно превратится в удобную ширму для реализации личных интересов отдельных топ-менеджеров.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter