Я предлагаю отказаться от пропорциональной системы выборов по партийным спискам. Три раза мы сталкивались с этим: в 2007, 2012 и в текущем году. Я заметил тенденцию: граждане не знают оппонентов партии "Нур Отан". Во-первых, потому что они активны только в период предвыборной кампании. Билборды с лозунгами партий – это практически всё, что мы наблюдаем.
Пропорциональная система по партийным спискам необходима в тех политических системах, где присутствует парламентская форма правления, и на основе партийных списков формируется парламент. Исходя из этого, получается, что у нас президентская форма существует просто так, видимо, для формирования парламента. Зачем это нужно? Я предлагаю последовать примеру России: в этой стране предстоящие выборы будут проходить по формуле "50 на 50". Стало быть, половина – по партийным спискам, половина – по мажоритарным. Это, на мой взгляд, более активный политический процесс, а выборы – квинтэссенция демократии.
Либо второй вариант – Вестминстерская система, построенная на принципах государственной модели Великобритании. Это демократическая парламентская система, где партии ведут борьбу на общенациональном уровне, но в округах соревнуются индивиды. В связи с этим количество индивидов определяет количество депутатов в парламенте.
Считаю также необходимым прописать в Конституции причины досрочного прекращения полномочий парламента. Самороспуск – это политический абсурд. Это прямое нарушение идеи представительства. Сначала надо спрашивать у народа, ведь именно он является источником власти. Моё мнение: самороспуск граничит с политическим преступлением. За самороспуск необходимо вводить политическую дисквалификацию партий и депутатов.
Срок легислатуры Мажилиса Парламента должен быть сокращён с пяти до четырёх лет. В Казахстане за годы независимости было семь легислатур Парламента. Верховный совет XII созыва с 1990 по 1993 годы. Он просуществовал 3,8 года. Верховный совет XIII созыва – с 1994 по 1995 годы, он был признан нелегитимным. Мажилис I созыва, январь 1996 года – сентябрь 1999 года. Мажилис II созыва просуществовал почти пятилетний срок согласно Конституции. Это единственный в нашей истории случай. Мажилис III созыва – с конца 2004 г. по май 2007 года. Мажилис IV созыва, сентябрь 2007 г. – декабрь 2011 года. Наконец, Мажилис V созыва, февраль 2012 года – декабрь 2015 года.
В 1998 году были приняты поправки в Конституцию, и срок полномочий Мажилиса был увеличен с 4 до 5 лет. Но получается, что эта норма в реальности не выполняется. Оказывается, Мажилису достаточно четырёх и даже менее лет для его легислатуры. А может быть, даже и три года достаточно.
(Мнение озвучено автором в ходе экспертного обсуждения группы "Кипр" "Выборы-2016: антикризисные меры в предвыборных программах партий")
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1❓ Какие платежи должны произвести казахстанцы в декабре?
- 6355
- 0
- 16
-
2⚡️Девушка из Афганистана оспаривает в суде отказ в статусе беженца в Казахстане
- 3060
- 42
- 54
-
3⚡️Летний скандал с грантами в Казахстане: одна из выпускниц судится с Миннауки, хотя учится в вузе бесплатно
- 2732
- 6
- 26
-
4⚡️Казахстан выдал первую визу Neo Nomad: её получил энергетик из Британии
- 2640
- 8
- 89
-
5🇰🇿🇨🇳Казахстан и Китай начали обмениваться разрешениями для грузоперевозок онлайн
- 2646
- 2
- 82
-
6🌡Прогноз погоды на 3 декабря: снег ожидается на севере, востоке и в центре Казахстана
- 2850
- 0
- 5
-
7🏅Токаев наградил орденом посла Китая в Казахстане
- 2402
- 22
- 97
-
8⚽️ Появился предварительный список кандидатов в президенты КФФ
- 2412
- 7
- 52
-
9❗️ Курс продажи доллара вырос до 530 тенге в обменниках Казахстана: ситуацию обсудят в правительстве
- 2429
- 5
- 32
-
10📊 Инфляция в ноябре составила 8,4%: какие продукты и услуги подорожали в Казахстане за месяц
- 2412
- 0
- 20