
Я предлагаю отказаться от пропорциональной системы выборов по партийным спискам. Три раза мы сталкивались с этим: в 2007, 2012 и в текущем году. Я заметил тенденцию: граждане не знают оппонентов партии "Нур Отан". Во-первых, потому что они активны только в период предвыборной кампании. Билборды с лозунгами партий – это практически всё, что мы наблюдаем.
Пропорциональная система по партийным спискам необходима в тех политических системах, где присутствует парламентская форма правления, и на основе партийных списков формируется парламент. Исходя из этого, получается, что у нас президентская форма существует просто так, видимо, для формирования парламента. Зачем это нужно? Я предлагаю последовать примеру России: в этой стране предстоящие выборы будут проходить по формуле "50 на 50". Стало быть, половина – по партийным спискам, половина – по мажоритарным. Это, на мой взгляд, более активный политический процесс, а выборы – квинтэссенция демократии.
Либо второй вариант – Вестминстерская система, построенная на принципах государственной модели Великобритании. Это демократическая парламентская система, где партии ведут борьбу на общенациональном уровне, но в округах соревнуются индивиды. В связи с этим количество индивидов определяет количество депутатов в парламенте.
Считаю также необходимым прописать в Конституции причины досрочного прекращения полномочий парламента. Самороспуск – это политический абсурд. Это прямое нарушение идеи представительства. Сначала надо спрашивать у народа, ведь именно он является источником власти. Моё мнение: самороспуск граничит с политическим преступлением. За самороспуск необходимо вводить политическую дисквалификацию партий и депутатов.
Срок легислатуры Мажилиса Парламента должен быть сокращён с пяти до четырёх лет. В Казахстане за годы независимости было семь легислатур Парламента. Верховный совет XII созыва с 1990 по 1993 годы. Он просуществовал 3,8 года. Верховный совет XIII созыва – с 1994 по 1995 годы, он был признан нелегитимным. Мажилис I созыва, январь 1996 года – сентябрь 1999 года. Мажилис II созыва просуществовал почти пятилетний срок согласно Конституции. Это единственный в нашей истории случай. Мажилис III созыва – с конца 2004 г. по май 2007 года. Мажилис IV созыва, сентябрь 2007 г. – декабрь 2011 года. Наконец, Мажилис V созыва, февраль 2012 года – декабрь 2015 года.
В 1998 году были приняты поправки в Конституцию, и срок полномочий Мажилиса был увеличен с 4 до 5 лет. Но получается, что эта норма в реальности не выполняется. Оказывается, Мажилису достаточно четырёх и даже менее лет для его легислатуры. А может быть, даже и три года достаточно.
(Мнение озвучено автором в ходе экспертного обсуждения группы "Кипр" "Выборы-2016: антикризисные меры в предвыборных программах партий")
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1Иран запустил баллистические ракеты по Израилю
-
2380
-
8
-
73
-
-
25G от Tele2
-
2494
-
1
-
22
-
-
3Цифровой автокредит до 20млн тенге. Одобрение за 5 минут
-
2588
-
0
-
21
-
-
4🟪 Более 800 га земли в горном районе незаконно передали в частную собственность в Алматы
-
2433
-
0
-
21
-
-
5🚧 Участок улицы в Бостандыкском районе Алматы закроют на полтора месяца
-
2361
-
0
-
2
-
-
6🌦 Прогноз погоды на 14 июня: сильный дождь, местами град, ожидаются на севере и в центре Казахстана
-
2114
-
0
-
3
-
-
7❓ В каком регионе Казахстана работодатели тратят больше всего денег на отдых сотрудников
-
2169
-
1
-
14
-
-
8🚒👩🚒 Крупный пожар в Астане: загоревшийся мусор тушат в районе Байконур
-
2140
-
0
-
11
-
-
9🇮🇱🇮🇷 Эскалация конфликта между Израилем и Ираном: в МИД Казахстана сделали заявление
-
2046
-
1
-
67
-
-
10❔ "Почему они так любят Дженнифер Лопес?" Менеджеров певицы поразил быстрый солд-аут билетов в Казахстане
-
2128
-
4
-
33
-