Освобождение иностранных компаний от налога на дивиденды: почему действия органов госдоходов незаконны?

Бизнес-омбудсмен считает, что новая редакция статьи 645 Налогового кодекса не должна распространяться на отношения, возникшие до 2021 года.

На протяжении многих лет в Казахстане действовала льгота по освобождению иностранных компаний от налога на дивиденды при условии соблюдения следующих условий:

  • владение долями участия в казахстанских компаниях более 3 лет;
  • регистрация участников (акционеров) не в офшорных зонах;
  • осуществление деятельности не по недропользованию.

Это стимулировало многих иностранных инвесторов создавать казахстанские компании (АО, ТОО), а не работать через филиалы. 10 декабря 2020 года в статью 645 Налогового кодекса внесены изменения, и с 1 января 2021 года освобождение от налога на дивиденды применяется исключительно к доходам, которые ранее были обложены корпоративным подоходным налогом (КПН).

Теперь в отношении прошлых периодов органы государственных доходов начали применять новую норму, несмотря на позицию Министерства национальной экономики о неправомерности применения обратной силы закона, так как новая редакция статьи 645 Налогового кодекса не должна распространяться на отношения, возникшие до 2021 года.

Чистый доход распределяется на основании финансовой отчётности, а не налоговой

По мнению органов государственных доходов, для того чтобы применить освобождение от налога на дивиденды, чистый доход должен определяться по данным налогового учёта.

Поскольку в Законе "О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности", международных стандартах финансовой отчётности (МСФО) и национальных стандартах финансовой отчётности (НСФО) термин "чистый доход" не определён, в целях налогообложения данный термин должен интерпретироваться через призму норм налогового законодательства.

Фискальный орган полагает, что при использовании термина "чистый доход" в целях Налогового кодекса необходимо руководствоваться исторически сложившимся понятием, основанном на нормах старого закона о налогах 1995 года.

Мы же считаем, что данная позиция противоречит основам законодательства, поскольку закон о налогах 1995 года утратил силу, и его положения в принципе больше не применимы. Чистый доход распределяется на основании финансовой отчётности, а не налоговой.

Такой подход органов государственных доходов поставил под угрозу деятельность многих компаний и может негативно отразиться на инвестиционной привлекательности Казахстана. Мы уже обратились в уполномоченные органы с целью исправления ситуации.

Надеюсь, по этой проблеме Министерство финансов остановит действия органов государственных доходов и примет соответствующие меры к лицам, допустившим незаконные действия в отношении бизнеса.

Читайте также

Новости партнёров