Прямой эфир Новости спорта

Памятка отпускникам

Попытки сломать многослойную систему безопасности в авиации предпринимают регулярно и пассажиры, и экипажи. Экстремалу террорист не нужен – он сам себе ЧП.

Эвакуация из самолета

Фото с сайта ytimg.com

...Восьмой час утра. Позавтракав и собравшись, я со своей будущей супругой в предутренних сумерках иду на остановку автобуса. В 7.50 утра служебный шаттл причаливает к остановке на Тимирязева, чтобы отвезти потенциальную стюардессу в район аэропорта на очередные мозговыворачивающие занятия по технике безопасности. Меруерт готовят на бортпроводника, и со своим Operation manual она буквально спит в обнимку. Я всерьёз ревную её ко всем этим Boeing-757, Boeing-756, Airbus 319, 320 и 321. Зато понемногу и сам уже выучил, где, кто и как из авиапроизводителей хранит на борту фонарик и эвакуационный топорик. Нынче же мы на ходу пугаем окрестных сонных кошаков вопросами по порядку эвакуации. Где аварийный выход? Как его открывать? Как срабатывает надувной трап (слайд)? Что именно и когда надо кричать на двух языках своим пассажирам?

"Сome this way! Jump and slide! Hurry!" ("Сюда! Прыгать, скользить! Быстрее!"). Собственно говоря, отечественный читатель уже и без перевода должен знать, чего тут не по-нашему написано и сказано. Ведь с 2007 года триединая языковая политика с лёгкой руки Елбасы уже стартовала, так что "Лондон из зэ кэпитал" – и никаких гвоздей. Проверить свои знания английского казахстанские отпускники смогли сразу в том же далёком 2007 году – в алматинском аэропорту, в экстремальной ситуации. Помнится, именно в такие переломные моменты человек и являет свою истинную начинку. Intel inside или пустотел инсайд, так сказать.

Кстати, и тестирование 213 казахстанских отпускников на знание английского в год того Послания выпало на символичное число 07.07.07. Во время взлёта "эйрбаса" А-310 авиакомпании Atlas Jet за считанные секунды до отрыва от земли вспыхнуло табло "Отказ левого двигателя". Экипаж начал экстренное торможение и вовремя успел отменить взлёт. В таком случае несколько десятков тонн горючего в баках не даёт времени на эвакуацию: надо пользоваться надувными трапами. Бортпроводницы Atlas Jet оказались изрядно подшофе. С пьяных глаз они часть трапов запороли, слишком резко заставив сжатый газ наполнять слайд. Объяснялись сии небесные ласточки с казахстанцами на турецком и английском, ибо ни русским, ни казахским не владели. Турки лихорадочно уничтожали записи бортовых самописцев, кружили с дымящимися после экстренного торможения шасси по аэродрому. Когда борт наконец притормозил, а надувные трапы так все и не сработали, пассажиры, что покрепче, пинками выкидывали с пятиметровой высоты на бетон аэродрома всех тех, кто послабее. Тот вопиющий случай (авиационный инцидент, как его называют, – раз уж никто не погиб) вляпался в историю во всех смыслах и был увековечен сетевой народной энциклопедией.

Однако "чудесным спасением" тот факт никак не назовёшь: пилоты следовали инструкциям, экстренно затормозили, борт не стали отрывать от земли. Пассажиров с грехом пополам, но эвакуировали. Самолёт залили пеной: спасатели аэропорта сработали чётко, взрыва не было. Человеческий фактор, конечно же, испоганил очень многое в той эвакуации, но если одно звено и оказалось слабым, все остальные звенья всё же нагрузку выдержали.

Сотовых с камерами тогда, в 2007-м, было немного. Но вот теперь, в августе 2016-го жёсткая посадка борта Emirates в Дубае оказалась зафиксирована на видео и снаружи, и изнутри владельцами смартфонов.

У 777-го не вышла одна стойка шасси и, завалившись на сторону, борт сел как смог. На брюхо. Пассажиры из невыговариваемого индийского Тируванантапурама английским языком явно владели: всё-таки без малого век под британской колонизаторской пятой. На видео чётко слышны команды бортпроводника: "Leave your bags. Jump and slide! JUMP AND SLIDE!!!"



Его пассажиры наверняка понимают. И как они себя ведут? Они просто паникуют и притормаживают – задерживая всех прочих. Одни вытаскивают ручную кладь, другие норовят протиснуться – мол, excuse me – третьи – снимают на видео. Едва экипаж успел выгнать всех наружу, оставшиеся 60 тонн горючки этого Boeing-777 рванули так, что погиб один из пожарных.



Но ни один пассажир не пострадал. В заветные 90 секунд команда уложилась, как ни норовили дамочки забрать все свои клатчи до единого, а их детки – собрать свои игрушки. ЕК-521 со своими 282 пассажирами мог вполне пополнить мортиролог авиакатастроф, но теперь эту эвакуацию все авиакомпании мира будут изучать как весьма профессиональную и успешную.

Да, сумятица, паника, наверняка пара айфонов внутри сгорела, но экипаж спас всех. И только затем спаслась сама команда.

...Когда я рассказал своей стюардессе первую историю, она была для неё что называется cultural shock. Вышколенная и сформатированная западным менеджментом у себя на работе, Меруерт не могла поверить, что такое могло быть в принципе. Вторую историю мы с ней тоже детально разбирали с точки зрения профессионализма экипажа, и тут уже она осталась довольна коллегами, а копошащимся пассажирам высказала своё заочное "фэ". Нельзя так своего ангела-хранителя игнорить.

Так что как соберётесь из отпуска лететь домой, пожелайте себе в дорогу бодрую, отдохнувшую и добросовестную стюардессу. А себе – терпения и везения. "Если что" – от бортпроводника будет зависеть очень многое. Если не всё.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров