
...Восьмой час утра. Позавтракав и собравшись, я со своей будущей супругой в предутренних сумерках иду на остановку автобуса. В 7.50 утра служебный шаттл причаливает к остановке на Тимирязева, чтобы отвезти потенциальную стюардессу в район аэропорта на очередные мозговыворачивающие занятия по технике безопасности. Меруерт готовят на бортпроводника, и со своим Operation manual она буквально спит в обнимку. Я всерьёз ревную её ко всем этим Boeing-757, Boeing-756, Airbus 319, 320 и 321. Зато понемногу и сам уже выучил, где, кто и как из авиапроизводителей хранит на борту фонарик и эвакуационный топорик. Нынче же мы на ходу пугаем окрестных сонных кошаков вопросами по порядку эвакуации. Где аварийный выход? Как его открывать? Как срабатывает надувной трап (слайд)? Что именно и когда надо кричать на двух языках своим пассажирам?
"Сome this way! Jump and slide! Hurry!" ("Сюда! Прыгать, скользить! Быстрее!"). Собственно говоря, отечественный читатель уже и без перевода должен знать, чего тут не по-нашему написано и сказано. Ведь с 2007 года триединая языковая политика с лёгкой руки Елбасы уже стартовала, так что "Лондон из зэ кэпитал" – и никаких гвоздей. Проверить свои знания английского казахстанские отпускники смогли сразу в том же далёком 2007 году – в алматинском аэропорту, в экстремальной ситуации. Помнится, именно в такие переломные моменты человек и являет свою истинную начинку. Intel inside или пустотел инсайд, так сказать.
Кстати, и тестирование 213 казахстанских отпускников на знание английского в год того Послания выпало на символичное число 07.07.07. Во время взлёта "эйрбаса" А-310 авиакомпании Atlas Jet за считанные секунды до отрыва от земли вспыхнуло табло "Отказ левого двигателя". Экипаж начал экстренное торможение и вовремя успел отменить взлёт. В таком случае несколько десятков тонн горючего в баках не даёт времени на эвакуацию: надо пользоваться надувными трапами. Бортпроводницы Atlas Jet оказались изрядно подшофе. С пьяных глаз они часть трапов запороли, слишком резко заставив сжатый газ наполнять слайд. Объяснялись сии небесные ласточки с казахстанцами на турецком и английском, ибо ни русским, ни казахским не владели. Турки лихорадочно уничтожали записи бортовых самописцев, кружили с дымящимися после экстренного торможения шасси по аэродрому. Когда борт наконец притормозил, а надувные трапы так все и не сработали, пассажиры, что покрепче, пинками выкидывали с пятиметровой высоты на бетон аэродрома всех тех, кто послабее. Тот вопиющий случай (авиационный инцидент, как его называют, – раз уж никто не погиб) вляпался в историю во всех смыслах и был увековечен сетевой народной энциклопедией.
Однако "чудесным спасением" тот факт никак не назовёшь: пилоты следовали инструкциям, экстренно затормозили, борт не стали отрывать от земли. Пассажиров с грехом пополам, но эвакуировали. Самолёт залили пеной: спасатели аэропорта сработали чётко, взрыва не было. Человеческий фактор, конечно же, испоганил очень многое в той эвакуации, но если одно звено и оказалось слабым, все остальные звенья всё же нагрузку выдержали.
Сотовых с камерами тогда, в 2007-м, было немного. Но вот теперь, в августе 2016-го жёсткая посадка борта Emirates в Дубае оказалась зафиксирована на видео и снаружи, и изнутри владельцами смартфонов.
У 777-го не вышла одна стойка шасси и, завалившись на сторону, борт сел как смог. На брюхо. Пассажиры из невыговариваемого индийского Тируванантапурама английским языком явно владели: всё-таки без малого век под британской колонизаторской пятой. На видео чётко слышны команды бортпроводника: "Leave your bags. Jump and slide! JUMP AND SLIDE!!!"
Его пассажиры наверняка понимают. И как они себя ведут? Они просто паникуют и притормаживают – задерживая всех прочих. Одни вытаскивают ручную кладь, другие норовят протиснуться – мол, excuse me – третьи – снимают на видео. Едва экипаж успел выгнать всех наружу, оставшиеся 60 тонн горючки этого Boeing-777 рванули так, что погиб один из пожарных.
Но ни один пассажир не пострадал. В заветные 90 секунд команда уложилась, как ни норовили дамочки забрать все свои клатчи до единого, а их детки – собрать свои игрушки. ЕК-521 со своими 282 пассажирами мог вполне пополнить мортиролог авиакатастроф, но теперь эту эвакуацию все авиакомпании мира будут изучать как весьма профессиональную и успешную.
Да, сумятица, паника, наверняка пара айфонов внутри сгорела, но экипаж спас всех. И только затем спаслась сама команда.
...Когда я рассказал своей стюардессе первую историю, она была для неё что называется cultural shock. Вышколенная и сформатированная западным менеджментом у себя на работе, Меруерт не могла поверить, что такое могло быть в принципе. Вторую историю мы с ней тоже детально разбирали с точки зрения профессионализма экипажа, и тут уже она осталась довольна коллегами, а копошащимся пассажирам высказала своё заочное "фэ". Нельзя так своего ангела-хранителя игнорить.
Так что как соберётесь из отпуска лететь домой, пожелайте себе в дорогу бодрую, отдохнувшую и добросовестную стюардессу. А себе – терпения и везения. "Если что" – от бортпроводника будет зависеть очень многое. Если не всё.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1🥩 В Астане откроется праздничная ярмарка «Соғым-FEST»
-
4573
-
0
-
8
-
-
2🛬 Слухи о строительстве нового аэропорта в Астане прокомментировал Касымбек
-
3399
-
1
-
11
-
-
3😔 Умер известный британский певец Крис Ри
-
2939
-
6
-
57
-
-
4🌥 Прогноз погоды на 23 декабря: кратковременное потепление ожидается на всей территории Казахстана
-
2777
-
0
-
6
-
-
5🎆 Где в Алматы можно запускать салюты, чтобы не получить штраф
-
2436
-
0
-
14
-
-
6⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 22 декабря
-
2534
-
0
-
6
-
-
7🌐 WhatsApp в России грозит полная блокировка
-
2636
-
0
-
50
-
-
8🎄 Почему на зимнее оформление Астаны потратили в два раза меньше, чем в прошлом году, объяснил Касымбек
-
2414
-
0
-
29
-
-
9🤔 Под видом благотворительной работы: нелегальные религиозные обряды с детьми проводили в Костанае
-
2416
-
3
-
30
-
-
10🏗🧱 На Терренкуре построят апарт-отель? Алматинцы требуют вернуть городу сквер
-
2369
-
2
-
36
-
lw-3094948329-4
USD:
513.3 / 515.9
EUR:
601.0 / 606.0
RUB:
6.39 / 6.51