Прямой эфир Новости спорта

Филькина грамота, или Для чего нужно МВУ?

Международная ассоциация водителей (International Drivers Association) с головным офисом в Алматы начала выдачу международных водительских удостоверений (МВУ), без которых, по её данным, казахстанские автолюбители не смогут воспользоваться транспортом за пределами страны. Действительно ли нужна эта бумага, право на выдачу которой, как заявляет ассоциация, в Казахстане имеет только она? «Мегаполис» попытался разобраться в ситуации.

Международная ассоциация водителей (International Drivers Association) с головным офисом в Алматы начала выдачу международных водительских удостоверений (МВУ), без которых, по её данным, казахстанские автолюбители не смогут воспользоваться транспортом за пределами страны. Действительно ли нужна эта бумага, право на выдачу которой, как заявляет ассоциация, в Казахстане имеет только она? «Мегаполис» попытался разобраться в ситуации.

В релизе, распространённом ассоциацией, говорится о том, что с марта 2011 года, согласно поправкам к Конвенции ООН «О дорожном движении», национальные водительские удостоверения утратили юридическую силу за пределами государства без наличия МВУ. И вот спустя четыре года проблема для отечественных водителей за рубежом решена, поспешили порадовать в объединении: всего за 9 МРП вам оформят МВУ на 11 языках.

Отметим, что республика ратифицировала указанную конвенцию, она ещё называется Венской, в 2009 году. Соответственно, казахстанские водительские удостоверения признаются во всех странах, ратифицировавших данный документ, а это порядка 80 государств.

– Что касается поправок в конвенцию, принятых в 2006 году и вступивших в силу в марте 2011 года, то они вводят на территории стран-участниц новый образец водительского удостоверения с семью категориями и шестью подкатегориями транспортных средств, – сообщила нам представитель пресс-службы Комитета административной полиции МВД Ирина Лукьянина. – Чтобы у казахстанцев не возникало проблем при управлении авто за рубежом, в стране ввели новые водительские удостоверения с расширенным списком категорий. Автовладельцы смогут получить их в марте.

Комментировать сообщение Международной ассоциации водителей в адмполиции не стали, однако отметили: выдавать водительские удостоверения, в том числе международного образца, вправе только уполномоченный орган в сфере безопасности дорожного движения, в данном случае это МВД.

Председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков в своих регулярных поездках за границу ни разу не столкнулся с проблемой непризнания казахстанского водительского удостоверения. Исключением в этом плане, и то не­обязательным, могут стать страны, не ратифицировавшие Венскую конвенцию.

– Ни в одной стране у меня не спрашивали МВУ, которое является лишь переведённым приложением к внутреннему документу. По Венской конвенции МВУ не даёт права на вождение автомобиля без действующего национального документа, – рассказывает Эдуард Эдоков.

В любом случае эксперт рекомендует перед поездкой в иностранные государства, где вы планируете водить машину, изучить детали местных ПДД. По поводу же деятельности Международной ассоциации водителей Эдуард Эдоков отмечает: подобные структуры есть в соседней России и других странах.

– В принципе ничего противозаконного ассоциация не делает, однако аналогичные организации в других странах открыто информируют клиентов о том, что МВУ не является юридическим документом, а представляет собой лишь неофициальный перевод национального водительского удостоверения. Точно так же и я могу зарегистрировать Межгалактическую автомобильную ассоциацию, сделать печать и продавать бумаги по 100 долларов. У меня вызывает вопросы другое. Когда я попытался узнать детали деятельности компании, адреса филиалов – она же международная, получить копию мандата ООН (менеджер утверждала, что им сама ООН разрешила), а также ФИО первого руководителя – мне данную информацию не предоставили, – рассказывает Эдоков.

Сомнения у эксперта вызывает и форма оплаты услуг ассоциации – через – мобильный банкинг, перевод на пластиковую карту или наличные.

– А самое главное – стоимость этой услуги – 17 838 тенге. Для сравнения – в России это стоит 1600 рублей (около 4700 тенге), причём это официальная госпошлина «за выдачу международного водительского удостоверения, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность». В общем, думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь МВУ от такой «международной конторы с мандатом ООН», – заключает Эдуард Эдоков.

Юрист Сергей Уткин также отмечает, что компании по выдаче МВУ официально сообщают о том, что данный документ – только перевод водительского удостоверения. К слову, правозащитник сообщил нам, что владелец ТОО «InternationalDriversAssociation», она же Международная ассоциация водителей, зарегистрирован в качестве первого руководителя еще нескольких ТОО и общественного фонда. Эти данные юрист получил по запросу на портале электронного правительства.

– Молодой человек, на которого зарегистрированы все эти фирмы, ищет способы, как заработать деньги. Я всегда за свободу бизнеса, креативные решения, но в ситуации с ассоциацией вопрос в том, на чём делаются эти деньги, – говорит юрист.

Предложение услуг, отмечает Уткин, само по себе не является мошенничеством.

– Года три назад поднимался вопрос, можно ли доверенность на управление автомобилем не заверять у нотариуса, а просто написать от руки. Союз водителей какое-то время после этого выдавал заверенные своей печатью доверенности на бланках стоимостью условно 5 тенге. Кто-то продолжал оформлять доверенность у нотариусов за 3 тыс. тенге, кто-то – у юристов за 10 тыс. В случае с МВУ так же – если человек хочет получить красивую бумагу за 100 долларов, пусть платит. Но юридического смысла эта бумага не несет. Другой вопрос, что ассоциация преподносит выдачу МВУ в качестве единственного специализированного в стране объединения, – отмечает юрист.

Между тем в Казахстане у претендующей на исключительные права по выдаче МВУ компании есть, как минимум, один конкурент – филиал Международной автомобильной ассоциации (МАА) – «InternationalAutomobileAssociation». Кстати, эмблема Международной ассоциации водителей удивительно схожа с символикой МАА, образовавшейся ещё во времена СССР. Менеджер МАА Елена Тен сообщила нам, что компания осуществляет переводы национальных водительских удостоверений (кстати, берёт за это вдвое меньше) и не более. По поводу возможных проблем казахстанских автолюбителей, не имеющих МВУ, в зарубежных поездках специалист заметила, что всё зависит от компании, в которой вы будете арендовать автомобиль.

P.S. В самой Международной ассоциации водителей, куда мы обратились за комментариями, нам повторили то, о чём было заявлено в релизе. При этом добавили, что без МВУ зарубежные автокомпании не смогут выдать казахстанцам страховку на авто. Также нам сообщили, что ассоциация, поддерживая статус международной, откроет в скором времени офисы в Дубае и Франкфурте.

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров