Да, мы обязательно в ближайшие месяцы увидим, что на внутреннем рынке, и прежде всего на базарах, в магазинах, существенно сократится объём импортируемой в Казахстан продукции. Это связано с тем, что в отраслях экономики Казахстана мы не видим сейчас существенного роста заработной платы. На 30% выросла зарплата у госслужащих, на 25% повысились стипендии у студентов, на 9% больше стали получать пенсионеры. Но занятым на производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции, включая предприятия нефтегазового и металлургического секторов, если и подняли зарплату, то очень незначительно.

Поэтому на внутреннем рынке подешевевшая рабочая сила становится сейчас дополнительным инвестиционным стимулом привлекательности Казахстана. Мы говорили и ещё раз повторим, что в этих условиях число работников из Турции, России, Украины, других стран так или иначе уменьшится. Им было выгодно работать в Казахстане, поскольку они конвертировали заработанные тенге в доллары или евро и выводили эти средства за пределы Казахстана.

Не надо думать, что Казахстан пойдёт каким-то иным путём, нежели пройденным странами, у которых ослабление национальной валюты привело к подъёму собственного внутреннего производства. Да, я согласен, что сейчас мы очень мало производим продукции и покупаем из-за рубежа даже тапочки, нитки, иголки и всякую мелочь. Поэтому сейчас наступает момент, когда Правительству нужно самое пристальное внимание уделить подъёму мелкого и среднего отечественного производства.

Многие должны решить для себя в условиях такой низкой покупательской способности заработной платы: чем заняться? И очень важно было бы развернуть в стране огромную разъяснительную работу, показать, что можно дома, в квартирах, в подвалах высотных домов, даже, как говорится, в каждой подворотне организовать мелкие производства и замещать теперь уже очень дорогую импортную продукцию собственной.

Нам надо хорошо поучиться на опыте Турции по созданию промышленных зон, где привлекались семьи и создавались условия, для того чтобы они начинали мелкое производство на 20-30-60 квадратных метрах. Помогали не только налоговые послабления для малого бизнеса, но и мягкая денежная политика, которая поддерживала экономический рост. Государство стремилось перенимать опыт европейского рынка в технологиях, высвободив предпринимательский дух и ориентировав его на зарубежные рынки.

Теперь мы видим, что МСБ Турции вырос в динамичные предприятия, быстро перестраивающиеся под внутренний и внешний спрос, некоторые из них образовали целые конгломераты. За рубежом агрессивность турецких бизнесменов из малого и среднего бизнеса помогла добиться им успехов в строительной индустрии, мукомольной промышленности, гостиничном бизнесе, торговле. Между тем таких природных и финансовых ресурсов, как в Казахстане, в Турции не было. Зато было желание небольших бизнесменов и вера вкладывать себя в дело, которое, несмотря на наличие многих рисков, в конце концов приносило отдачу. Они ориентировались на невысокую маржу в 5-10%, старались действовать гибко и быстро внедряли инновации. Вот какой опыт надо перенимать нашим средним и малым предпринимателям или же гражданам, решившим стать бизнесменами средней руки.

В Казахстане для малого и среднего бизнеса создано немало программ и есть специальный оператор по его развитию. Действуют программы обучения, создан целый корпус бизнес-советников и выборочно предоставляется возможность субсидирования кредитных ставок. Правда сейчас, конечно, кризис тенговой ликвидности влечёт за собой неплатежи, и бизнесмены начинают больше кредитовать друг друга. Другой проблемой малого и среднего бизнеса является недостаток знаний и умения распознавать рыночные тенденции спроса, изучать локальные рынки на предмет наличия потребностей или их создания. Существующие программы бизнес-консультаций необходимо обновлять, так как сейчас экономика быстро перестраивается, исчезают диспропорции, переоцененность тенге, и создаются новые заделы для роста. В стране должны появиться производственные эксперты, которые будут оказывать содействие людям, желающим работать, чтобы определить, чем заняться, какое оборудование купить, какие в этой связи производственные навыки приобрести, какую продукцию выпускать.

Большей частью такая компетентная поддержка должна основываться на контроле издержек и постоянных поисках новых источников заработка, поскольку, по законам экономики, рентабельность любого продукта снижается со временем. Сейчас во многом перенимается опыт Сингапура, где существует ряд льгот для МСБ, субсидируются кредиты для них, предоставляются различные программы обучения, взращиваются кадры, нацеленные на работу в малом и среднем бизнесе.

Это всё правильно, но нам нужно помнить, что в целом из-за фрагментарности экономики Казахстана необходимо постоянно искать индивидуальные и локальные решения, которые бы целевым образом давали МСБ идеи, куда вкладывать свои малые капиталы и энергию, способность мотивировать кадры к профессиональному росту. То есть предпринимателям малых размеров нужно искать новые ниши, идти "против рынка" и начинать заниматься тем, что ещё не создано и не произведено в Казахстане, замещать импорт и не соблазняться уже проторёнными бизнес-планами, обычной торговлей, а создавать свои продукты. Общество и госорганы психологически готовы воспринимать отечественные товары и небольших казахстанских производителей с благоволением и пониманием, бизнес-ассоциации также способствуют продвижению их продукции.

Для развития МСБ необходимо, конечно, развивать больше общественных коммуникаций, поскольку малый и средний бизнес у нас привык быть немногословным в диалоге с государством, в то время как госорганы только перестраиваются на приоритеты работы с МСБ, нежели с крупным бизнесом. Главными вопросами, пожалуй, остаются вопросы наличия информации и координации, где главную роль должно играть государство. Снижение информационных издержек уменьшит затраты на транзакции и повысит доверие в экономике за счёт доступности данных, инфраструктуры и знаний, что могут обеспечить только государственные органы. Они и должны постоянно проводить мониторинг экономики МСБ в различных отраслях, чтобы выявлять их потребности в оборудовании, технологиях и переподготовке персонала. Выявленные потребности и предоставляемый информационный каркас поддержит МСБ на плаву наряду с льготным кредитованием и налогообложением. Сейчас в какой-то мере Центры поддержки предпринимателей НПП начали играть эту инфраструктурную роль, однако без системной поддержки и воли государства такая инициатива может не найти своего завершения.

Поэтому информационная политика государства должна создать правильные ожидания у малых предпринимателей и государственных органов, а также восприятие, что начинания МСБ будут поддержаны местным рынком, властью и налоговым регулированием. Только позитивные ожидания и атмосфера доверия смогут запустить инвестиционный процесс на микроуровне, заставить людей вкладывать свои кровные и нанимать работников на вырост.

Нам надо вообще по-новому посмотреть на то, что мы делаем в стране в области разъяснительной работы среди населения. У меня складывается впечатление, что СМИ больше увлечены мелкими событиями, и те деньги, которые они тем или иным образом используют по государственному заказу, толком не ориентированы на то, чтобы сейчас самозанятое население и людей, которые так или иначе не удовлетворены сложившимся уровнем доходов, серьёзным образом перенаправить на создание реальных производств. И когда мы сейчас будем обсуждать новый Налоговый кодекс, в первую очередь в нём стоит предусмотреть реализацию экономической политики по полному освобождению тех мелких и средних производств, которые начинают производить материальные продукты прежде всего. То есть тех, которые начали производство пусть даже самого простого вида – пошив тапочек. Они должны быть освобождены от налогов минимум на пять лет. Даже то, что они начнут производить свои и замещать импортные товары, сумеют продать свою продукцию на внутреннем рынке, – это уже очень важное дело. Это уже укрепление национальной валюты. Когда мы говорим о широких разъяснительных программах, их нужно запустить не только через каналы средств массовой информации, но и провести реальные работы в стране по открытию производственных инкубаторов, переобучению людей через технические вузы и техникумы.

Вообще в странах с лучшими практиками поддержки МСБ налоговые льготы обычно предоставляется отдельным видам малых предприятий, например, находящимся в специальных промышленных зонах. Кроме того, многие из них получают определённые лимиты для освобождения от НДС. Это идёт вразрез с политикой снижения планки по НДС и увеличению налоговой нагрузки на МСБ, которые заложены в недавно предложенных изменениях в законодательстве Казахстана. Возможно, нам стоит применить опыт таких стран как Франция и Бразилия, где специальный налоговый режим предусматривает освобождение по отдельным налогам и сборам, предоставляет особый статус определения элементов налогообложения. Возможно, стоит перевести самозанятых в Казахстане с уплаты налога на оборот к выплате налога на потенциальный доход.

Но, главным образом, необходимо предоставить освобождение от налогов именно мелким и средним бизнесменам, которые только начинают своё дело. Это важно, поскольку велики риски прогореть, ведь по сути примерно только каждый третий представитель МСБ в Казахстане становится успешным на определённый период в своём сегменте экономики. Поэтому нужна достаточно низкая плата за вход на рынок, чтобы люди знали, что налоги не задушат их бизнес в колыбели. Это нам тоже стоит учесть при обсуждении новой версии Налогово-таможенного кодекса, который придёт на смену существующему Налоговому кодексу.

Только в случае принятия озвученных мер экономическая политика позволит использовать возможности ослабления тенге для поднятия собственного производства и изменения однобокости нашей экономики. Считаю, что в этом направлении должна своё слово сказать Национальная палата предпринимателей, и мы должны провести серию подобных обсуждений по формированию производственной среды.

Конечно, дальнейшее ослабление тенге в определённой мере ещё больше может породить нестабильность и неуверенность промышленников, производственников в возможности расчёта бизнес-плана, выстраивания маркетинга и успешных продаж. В этой связи, конечно, было бы очень правильно Национальной палате вместе с Правительством, Национальным банком, государственными компаниями и экспортёрами провести обсуждение вопроса об оптимальном курсе тенге на ближайший год и, объявив этот курс, разработать мероприятия, приложить все усилия, чтобы на год всем бизнесменам дать понять, каким будет курс. Исходя из этого, важно поднять депозитные ставки по тенге в банках и стимулировать экономическими методами продажу долларов национальными компаниями для переворота этих денег в тенге в пример другим участникам рынка. Убеждён, что эти важнейшие задачи надо решать уже с первых месяцев нового года.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter